facebook vkontakte youtube instagram
Н е исключаем, что после прочтения этой статьи вам захочется пойти и взять отвертку (в какой-то мере, мы даже надеемся на это). Консультанты “Траектории” вспомнили все, что их когда-либо спрашивали о настройке креплений и подготовили очень подробную справку. Каким должен быть угол поворота хайбека? А наклона? Как регулировать стрепы и, главное, зачем? Разбираем модели разных брендов на болтики и объясняем, как прикрутить их обратно так, чтобы крепы идеально подходили вашему стилю катания.
Для начала, пробежимся по основным терминам и разберемся - что вообще можно регулировать в креплениях

База - площадка (в идеале, с хорошей амортизацией), на которой закреплены все элементы. Современные производители стремятся сделать ее легкой и прочной. Некоторые бренды, например Burton, дают на базу пожизненную гарантию.

База креплений может быть монолитной, как, например, у Fluxи Salomon. А может обладать регулируемой пяточной дугой — как у Union или Arbor. Эта деталь дает возможность более точно отрегулировать продольное положение ботинка. Если, у вас, скажем, слишком маленький или же, наоборот, слишком большой размер ботинка и стопа чересчур сильно свисает спереди или сзади, пяточную дугу можно подвинуть на одно-два деления. Суть в том, чтобы нос и пятка выступали на примерно одинаковую длину. В противном случае, баланс вашей стойки будет нарушен, так как на задний и передний кант вы будете давить с разным усилием.

c253b51fdd0a6628fcf3b18d8ea3ae6c.JPG
*правильное положение ботинка в крепеже

Педаль “газ”, педаль “тормоз” - две мягкие вкладки, которые и правда похожи на педали. Они двигаются вперед-назад и тоже позволяют “подогнать” крепление под размер ботинка.

91b60c526f9cffcce34e5d9bd8b908a1.JPG
*так выглядит газ-педаль

В большинстве случаев, двигается только газ-педаль и ее достаточно для того, чтобы расположить ботинок так, как вам нужно - пяточную дугу имеет смысл двигать, только если обе педали у ваших креп неподвижны. Или же если размер ботинка нестандартный - слишком маленький/слишком большой (но мы, кажется, об этом уже говорили).

Хайбек - это, по сути, ваш поворот налево или направо (зависит от ведущей ноги). Иногда хайбеки делают с дугооборазным изгибом - такая форма позволяет лучше контролировать доску за счет большей площади контакта с ботинком.

77c97c8736f53ea7874c2a1f661a9737.JPG

Самые простые хайбеки - симметричные. Они тяжелее, но стоят, как правило, дешевле. Ассиметричные хайбеки (присмотритесь к своему, он наверняка относится к этой категории) более равномерно распределяют давление и, следовательно, лучше передают усилие на задний кант.

Какие элементы хайбека можно настраивать? Во-первых, угол поворота “чаши” хайбека. Что? Да! Объясняем.

Хайбек стоит под прямым углом по отношению к заднему канту в случае, когда угол самого крепления выставлен на ноль. Тут же все очевидно? Окей. Тогда начинаем разворачивать ногу и задаем положительный угол. Что происходит с хайбеком? Его ось тоже немного меняется.

8a4768a88d9dc28d251497eede4e62c3.JPG

В целом, кататься можно и так. Но некоторые райдеры предпочитают, чтобы угол хайбека находился в изначальном положении, то есть стоял перпендикулярно краю доски. Это позволяет легче перекантовываться - нога упирается ровно в центр “чаши”, а усилий, во время катания, вы прилагаете меньше.

bf45c6c9165e31d6b1506f5d345305c8.JPG
*у моделей Burton повернуть хайбек можно при помощи нижних болтов

Теперь разберемся с углом наклона хайбека. Почти на всех моделях креплений есть рычажок, который позволяет “чаше” удерживать нужный градус.

6989073f4bd76bbff55f2d0876eede19.JPG

Небольшой наклон хайбека дает еще больше отзывчивости - доска заходит в поворот, как только вы выпрямляете ноги. Именно поэтому уменьшать угол наклона хайбека любят спортсмены-слаломисты и фанаты карвинговой техники. Иногда, хайбек специально чуть опускают новичкам, которым трудно научиться приседать и кантоваться назад - с загнутой “чашей” нужную стойку примешь хочешь-не хочешь.

Фристайлеры угол наклона хайбека не трогают и оставляют его прямым (иначе, им просто неудобно будет приземлять прыжки). Остальные райдеры тоже сходятся во мнении, что 90' - это оптимальный вариант для катания.

Монтажный диск - при помощи него вы будете выставлять угол креплений и центровать их положение относительно кантов (ниже мы расскажем про оба процесса).

44ab53488160aeda39f999e7c9549fc9.JPG

Сегодня практически все производители, за исключением Flux и еще парочки брендов, продают комплекты креплений вместе с универсальными переходными дисками. Эти диски подходят и для традиционных систем закладных 4x2/4x4, и для The Channel - фирменной технологии Burton. То есть, если у вас их сноуборд - вам не обязательно покупать к нему одноименные крепления. Да, раньше с Channel были совместимы только крепы Burton. Но со временем вопрос решился - другие марки просто добавили в свои переходные диски две дополнительные дырки.

387eae2925bfb109d4e81e525b4d5b11.JPG
*универсальный диск для The Channel и традиционной системы закладных

Стрепы - ремни, которые фиксируют ногу (но, при этом, не пережимают ее до состояния онемения). Часто стрепы делают объемными, дополняя их широкими вставками из кожи или других эластичных материалов. Для чего? Цель все та же - оптимальное распределение давления по поверхности ботинка.

В разных моделях нижний стреп может застегиваться разными способами - либо поверх ботинка, либо поверх его носа (cap-strap). Последний вариант считается оптимальным - cap strap лучше прижимает пятку к хайбеку, а мысок к базе. Плюс, такой стреп не перетирает и не портит ботинок.

dbf56555e93bda79ff8fcf4b4d68e57e.JPG
*cap-strap - застегивается поверх носа ботинка

Бакля. Тут все очевидно. Это просто застежка, главный параметр которой - прочность и четкость работы. Бакля легко застегивается и не проскальзывает? Шикарно, значит она не будет напоминать о себе, когда не нужно.

Ремень - запчасть из морозостойкого толстого пластика. У некоторых моделей можно регулировать местоположение ремня. У некоторых - только длину стрепы.

Положение креплений на доске

Определиться с положением креп на доске можно только после серии экспериментов и хотя бы нескольких откатанных сезонов. Крутите их, как хотите). Мы только приведем в пример несколько распространенных вариантов установки углов и поделимся общими правилами.

40f34a72f00e380dc048ee8d0966f616.jpg
Сумма углов не должна превышать 30'. 30' - это уже критичный угол. В такой позиции ноги всегда согнуты и нагрузка на колени возрастает.

Увеличивать угол поворота ведущей ноги больше, чем на 15' есть смысл только, если вы не собираетесь кататься в свиче.

Иногда, инструкторы ставят новичкам заднюю ногу на ноль. В итоге, это приводит к привычке неправильно распределять вес на доске и больше давить на неопорную ногу. Лучше развернуть ее хотя бы на 3-6'.


fd6f6476b21743506f3ec78bad3ad717.jpg

+12 /- 12 - симметричная стойка, подходит для всех стилей катания. Особенно для катания в свиче

+15 /- 9 - стойка, от которой есть смысл отталкиваться новичкам. Симметричная стойка, во время обучения, может показаться неудобной

+15 /- 12 - если катаетесь в своей стойке чуть больше, чем в свиче

+12 /- 9, +18 /- 6 - другие популярные положения. Пробуйте и ищите свои идеальные углы. Этот вопрос очень индивидуальный.

Выбор положения креп по ширине доски (выбор закладных)

Почти у каждого бренда есть свои рекомендации по ширине стойки. Видите эти отметки рядом с закладными? Производители наносят их в соответствии с ростовкой доски.

0d3217a3d7e55fe58e7b50e2327d4ac9.JPG

Расчет здесь на то, что сначала вы поставите крепы по заданной маркировке и попробуете покататься так. Ну а если будет некомфортно, то вы уже сами решите вопрос регулировки.

От положения закладных зависит нагрузка на колени. Закономерность простая: чем шире стоят крепы, тем больше нагрузка - приседать то придется ниже (но и поворачивать будет проще).
Чаще всего, крепы ставят на расстоянии плеч или чуть дальше. Но мы ни на чем не настаиваем. Главное - это личный комфорт.

Положение ботинка в креплениях

Следите за тем, чтобы стрепа была отцентрована относительно ботинка, а не перекошена влево или вправо. Регулируется положение стреп очень просто - сбоку для этого есть специальные деления. Также, почти у всех моделей креплений, есть возможность поднимать и опускать верхний стреп, чтобы он лучше прилегал к ноге.

dda2e65d1e7bbd0095d293d1f041f506.JPG

* Как вы, наверное, уже давно поняли - количество настраиваемых элементов зависит от производителя и модели креплений. Так что, давайте уже перейдем от общего к частному и рассмотрим несколько конкретных примеров.

Крепления Union

У базовых моделей Union нет возможности настраивать газ-педаль. Регулируется только дуга. Вспоминаем правило продольного положения ботинка в крепеже, раскручиваем один болт сзади и начинаем ее двигать. Если ваш размер креплений “М”, а размер ботинок 9, то смело ставьте дугу на второе деление (всего их три). Должно сработать.

a3e03b5857013d1d4bea421926f04af6.JPG

Еще одна особенность Union - положение стреп. Их можно двигать прямо во время катания. Зачем? Например, затем, чтобы лучше прижать отсыревший ботинок. Ну или чтобы дать прокатиться другу и не заморачиваться с настройкой. Просто вынимаете стреп вручную и переставляете деление. Все!

Крепления Burton

Также оперативно поменять стрепы у Burton не получится. Для этого крепление придется снять.

a776ca37e1da50a7418926067c63294e.JPG

Пяточная дуга не настраивается ни у одной модели, вместо этого можно двигать газ-педаль. Поднимаем ее и видим четыре деления. Далее, защелкиваем на нужное и опускаем обратно.

d7dd9f76b3a44d80813cc5a28a85e3d4.JPG

Настройка угла поворота хайбека производится за счет боковых винтов. Раскручиваем и меняем ось, все просто.

b5b6c9c162e50435fb0a879f839f8e32.JPG
*Нижняя шайба нужна для вращения оси хайбека

*Новая популярная система Step On, кстати, ничем особенным в плане настроек не отличается - крутить там можно тоже самое. Разумеется, за исключением стреп (их же нет). Если вам интересно узнать о Step On больше, то нажимайте вот сюда.

Крепления Flux

Верхняя часть хайбека у "флюксов" - мягкая и эластичная, “чаша” - полукруглая. Вставляешь ногу и хайбек сам принимает нужное положение, настраивать поворот угла хайбека нет необходимости. Почему такие хайбеки не выпускают остальные производители? Они стараются, у каждого свои вариации на тему ассимметрии хайбеков. Но конкретно эта форма - запатентованное изобретение компании Flux.

048a35cd5c1721f8e8f40bd25b86c293.JPG

При желании, у креп все же можно настроить угол наклона хайбека. Но марка позиционирует себя как производитель фристайловых креплений, а в этом стиле катания нет особого смысла менять прямой угол наклона. У базовых моделей Flux настраивается только газ-педаль: приподнимаем лапку и двигаем. У более дорогих можно регулировать и пятку и носок.

Вместо резюме

Надеемся, что вы тоже любите уделять внимание мелочам - все эти регулировки придумали не зря. Если разобраться с ними и правильно настроить крепы - прогресс пойдет быстрее, а уставать на склоне вы будете меньше.

Всем хорошей каталки и удачного закрытия сезона, которое, к сожалению, не за горами. Задавайте нам вопросы и не забывайте - если необходимых инструментов нет у вас в шкафу, они точно есть у нас в "Траектории".
Сохрани себе
Предыдущая На Домбае, наконец, все меняется. Или нет? Следующая Закрытые трассы и мокрый снег: лавинщики говорят о своей работе
топ за неделю / Месяц / Год
На ВДНХ открывается новый вейк-парк от райдера "Траектории" На ВДНХ открывается новый вейк-парк от райдера "Траектории"
Защита для лонгборда: любая ли подойдет? Защита для лонгборда: любая ли подойдет?
Азбука новичка: покупаем первый скейтборд Азбука новичка: покупаем первый скейтборд
Комментарии 0