С
мотрели когда-нибудь краш-тесты автомобилей? Так вот. Горнолыжные шлемы подвергаются не менее серьезным испытаниям: модели сначала проходят обязательную сертификацию и только потом попадают на полки магазинов. Нюанс заключается вот в чем - если шлем подобран неправильно, он все равно не спасет от ударов. На что обратить внимание при выборе и как понять, что шлем пора менять? Мы подготовили подробные ответы на самые важные вопросы.
*Зачем шлем вообще нужен - долго говорить не будем. Скажем только, что сейчас все больше стран и горнолыжных курортов вводят правила по обязательному ношению шлемов. А некоторые страховые компании отказываются возмещать ущерб, если травма была получена во время катания без горнолыжного шлема.
Итак, теперь к вопросам!
Траектория на Павелецкой
-Есть ли разница между горнолыжным шлемом и шлемом для сноуборда? Только в плане дизайна. Если говорить о конструкции, то все шлемы ( и горнолыжные и сноубордические) проходят одну и ту же систему сертификации на безопасность.
-Что это за система сертификации? Каждый шлем должен иметь один из этих международных сертификатов:
CEN 1077 (Common European Norm, CEN);
F2040 (American Society of Testing and Materials, ASTM);
Snell RS-98 (Snell Memorial Foundation).
Если шлем сертифицирован, значит он прошел тесты на давление, температуру и сопротивляемость ударам при различных скоростях.
-То есть, при условии наличия сертификата о качестве шлема можно не волноваться? Все верно. Как правило, все шлемы (по крайней мере те, которые есть в Траектории) изготавливаются из специального ABS пластика, а внутри имеют специальную пену. Вместе ABS и пена гасят удар и распределяют его по площади. При экстремально сильном ударе шлем раскалывается, что совсем не свидетельствует о браке. Когда пластик раскалывается, он гасит значительно больше энергии.
-А шлем, скажем, мотоциклетный для катания в горах не подойдет? Каждый тип шлема (вейкбордический, сноубордический, мотоциклетный) производится из расчета силы в момент удара. Поэтому, категорически запрещено кататься на сноуборде в шлеме для вейкборда, а в сноубордической каске на скутере и так далее. -А что с вентиляцией? Она тоже есть у всех шлемов? У современных моделей - да. Вам нужно только определиться - какой тип вентиляции вам больше подходит.
Траектория на Павелецкой
Активная вентиляция – это когда в шлеме есть отверстия, которые открываются и закрываются при помощи специального рычажка. Она обеспечивает дополнительный приток воздуха. Такая вентиляция очень удобна в горах. Например, на высоте 3000 м дует и холодно (здесь вентиляцию лучше закрыть), а вот когда спускаешься, то постепенно становится теплее…
Пассивная вентиляция – это когда отверстия есть,но вместо рычажков стоят «заглушки». Шлем с такой вентиляцией подойдет райдеру, который в основном катается на «городских» склонах, а также невысоких сопках (для Финки также вполне приемлемый вариант).
-Ясно, а вес имеет значение? Еще бы. Чем тяжелее шлем, там больше у райдеров шансов получить при падении травму шеи. Дело в том, что каждые 100г веса шлема, при серьезном ударе, становятся килограммами (вспомните физику и ускорение). С другой стороны, тяжелые шлемы лучше защищают от камней и поглощают больше энергии удара (т.е. голове достается меньше). С легким шлемом все наоборот - он с меньшей вероятностью травмирует шею. А вот при серьезном ударе хуже защитит череп, т.к. стенки у него тоньше, и, соответственно, «поглощающая» способность ниже.
-Так брать полегче или потяжелее? Если шлем подбирается для взрослого мужчины – смело можно брать шлем потяжелее. А вот девушкам и особенно детям лучше взять шлем максимально легкий. Так, самые легкие шлемы есть у Giro, Anon. Самыми прочными считаются Dainese.
HardShell — тип конструкции наиболее прочный. Шлемы HardShell способны выдерживать серьезные удары и, вдобавок, стоят не слишком дорого. По весу они довольно тяжелые, поэтому, прежде всего, рассчитаны агрессивно катающихся райдеров и любителей прыжков в парке, которым необходим максимально прочный шлем. Новички, которые ищут бюджетные решения, тоже часто покупают HardShell.
In-mold — внутренняя оболочка из EPS покрывается тонким слоем поликарбоната, литого под сильным давлением. Отсюда и название — In-Mold — это сокращение от «injection molded». Такая конструкция гораздо легче аналогов и подходит большинству горнолыжников, не бросающих вызов судьбе в поисках адреналина.
Гибридный вариант — это золотая середина, что-то среднее между HardShell и In-Mold там. Обычно гибридные модели прочнее и легче аналогов.
-Закрытый или открытый? Райдеры в закрытых шлемах очень напоминают клонов из "Звездных войн".
Шлем RuRoC Ну а если серьезно, то обычно их выбирают те, кто увлекаются скикроссом и бордеркроссом. Среди фрирайдеров модели Full-face тоже популярны - они более надежны при падениях. Есть, правда, несколько минусов - "закрытые" шлемы более громоздкие и хуже вентилируются.
-Как правильно подобрать размер? Шлем должен сидеть плотно и не болтаться на голове, но при этом не давить. Если между головой и шлемом можно просунуть палец, то попросите размер поменьше. Если шлем болтается, то есть вероятность нанести себе травму носа. Вдобавок, энергия удара может быть распределена неверно. Ремешок шлема в отрегулированном состоянии не должен давить на подбородок, и тем более пережимать.
Важно: если есть маска - берите ее с собой на примерку. Так сразу будет понятно - подходит ли одно к другом (мы сейчас не о моде, а о посадке). Если между маской и шлемом остаются зазоры - то линзы будут запотевать.
-А можно носить шлем на шапку? Лучше не надо. Шапки делаются в основном из акрила, шерсти и хлопка. Такие материалы плохо отводят лишнюю влагу и голову может просто продуть. Во-вторых, эти ткани «скользкие» - шлем будет сползать туда-сюда. Идеальный вариант - это подшлемник из флиса: с ним комфортно, ничего не натирает, он впитывает влагу и его, в отличие от внутренней подкладки шлема, очень просто стирать.
-Катание с экшн-камерой, закрепленной на шлеме: опасно или нет? Камера, закрепленная на шлеме, снимает потрясающие кадры. Тут не поспоришь...
Но если удар сильный, то камера, в буквальном смысле, может пробить шлем. Об одном таком печальном случае мы все с вами слышали
-А когда пора менять шлем? Большинство производителей говорят, что их модели способны выдержать многократные удары. Если же произошла деформация - то шлем лучше поменять. Плюс ко всему, после ударов могут появиться микротрещины (если их не видно - не значит, что их нет).
-Можно ли провозить шлем в чехле со сноубордом/лыжами? Лучше, не рисковать. Чехлы, вместе, с чемоданами едут в багажном отделении. Если вы наивно полагаете, что погрузка происходит бережно - посмотрите вот это видео.
Посмотрели? Теперь перечитайте предыдущий пункт о том, как поступать со шлемом после ударов.
P.S. оставляйте нам комментарии или пишите на news@traektoria.ru - мы знаем о горнолыжном снаряжении все и будем рады ответить на любые вопросы. На связи;)