facebook vkontakte youtube instagram
П еред последней поездкой на Домбай мы начитались новостей про то, как много денег инвестируют в его развитие. Оказывается, в 2018-м в инфраструктуру курорта вложили 2 млрд рублей (по крайней мере, так пишут в СМИ). Местные же, когда их спрашивают об этой самой “инфраструктуре”, отвечают, обычно, следующее: “зато у нас горы красивые”. В общем, недавно мы убедились еще раз, что горы Домбая действительно красивые. Ну а остальное.... не будем забегать вперед и расскажем обо всем по порядку.
*Автор текста: Елизавета Бебех, любит кататься на Кавказе несмотря ни на что

Приключения до начала путешествия
/
Возможно, такая история могла случится только в России, хотя…
За месяц до поездки мы забронировали шале на большую компанию. Сауна, кухня, гостиная… по фото все напоминало гостевой домик где-нибудь в Альпах. Но мы подвоха не почувствовали и внесли предоплату. А за две недели до приезда случайно выяснили, что нашего шале не существует физически. Его нет! И сауны нет. И гостиной тоже. В итоге, решили купить несколько номеров в “Горных вершинах” - классическом советском пансионате коридорного типа. Вернуть деньги за шале не получилось и мы посчитали, что нам просто не повезло.

Дорога
/
Вариантов - как добраться до Домбая из Москвы несколько: взять билеты на самолет или поезд до Нальчика или Минеральных Вод. Дальше на такси или микроавтобусе. Мы арендовывали небольшой минивэн из Минвод на пятерых и скидывались по тысяче. Снаряжение уместилось в той же машине. Если говорить о времени в пути, то до Домбая что из одного, что из другого города ехать примерно одинаково - 3-4 часа, при условии, что в поселке нет снегопада и пробок.

90dabdb509ae9f67781ef57f797aa98f.jpg
(с) xykytoc

Поселок
/
Ну что… добро пожаловать! Несколько лет назад, после утверждения проекта финансирования, в истории развития Домбая началась новая глава.

2b0781169d9d9fd339832e108bef876c.png
ЧЕРКЕССК, 3 февраля.2017 /ТАСС/

Он расцвел настолько, что по уровню сервиса “заткнул за пояс” европейские курорты. Теперь здесь мощеная набережная, Apres-ski рестораны, бутики брендовой горнолыжной одежды.
dd7c0cd02b8e44346e6161ab2ceadcce.png
ЧЕРКЕССК /ТАСС/

От отелей до подъемников, по ухоженным улочкам, ходят электромобили. Вы ведь их уже видели?

Ладно, хватит мечтать. На Домбае ничего не изменилось. Это все тот же поселок со стихийными рынками вдоль дороги к подъемникам и отелями с вывесками “Жемчужина” и “У Людмилы”. В центре Домбая, словно памятник всем инвест-проектам по его развитию, стоит заброшенный недострой. Вообще-то он должен был стать гостиницей с номерным фондом на 480 человек. Но, как это часто бывает, что-то пошло не так.

ccfd55ddd4a7c2ce5ac7a8d96b0cae25.jpg

А это уже фото не заброшенного отеля, а вполне себе действующего. Крыша “Горных вершин”. Атмосферно, да? Вид с нее, кстати, просто сказочный.

fe1cf1db983c3c91d9513828cd82caa7.jpg
(с) M Begov

Еще на территории отеля есть огромный бассейн, который находится в таком же состоянии как и крыша, столовая с “живой” музыкой по вечерам и ковры, ковры, ковры.

9ab77d838010078153bfeefba6e94cc7.jpg
(с) dombai.org

Если едете за ностальгией - вам понравится. Главное попросите на ресепшн номер где-нибудь пониже - на верхние этажи горячая вода доходит в очень ограниченном количестве.

Загадка канатной дороги

Сегодня на курорте имеются пять очередей советской канатки, три очереди новой, включая капсулу, и маятниковый красный вагончик. Работает весь этот комплекс весьма своеобразно: времени, когда бы двигались все подъемники сразу не припомнят даже старожилы.

76f9903a6904cd1338fc5b483d0d0fb0.jpg
(с) dombai.org

По сути, новая и старая канатные дороги двигаются примерно с одинаковой скоростью параллельно друг другу. То есть, если у одной посадочной станции скопилась очередь, можно не ждать и воспользоваться соседней. Нюанс только в том, что старая включает одну лишнюю пересадку и продается по частям. На Домбае нет единого ски-пасса: вы покупаете либо абонемент на все три очереди новой канатки, либо билет (а это именно билет) на старую за наличные у сотрудника подъемника.

Каталка

Для кого-то это может стать минусом, для кого-то, наоборот, плюсом - трассы на Домбае особо не ратрачат. Свежий “вельвет” по утрам - большая редкость, а вот “пухляк”... Как-то верхние склоны так засыпало ночным снегопадом, что они больше стали похожи на фрирайдовые поля с дропами и мягкими “подушками”. А из-за плохой видимости и практически полного отсутствия разметки, где кататься - ПО трассам или ЗА ними - стало, в общем-то, все равно. Новички и лыжники, правда, страдали. А бордисты отмечали свой любимый праздник “паудера”.

7c8c6215ccd90f5c77baedd1904e735b.jpg

Фрирайд

Он здесь в удовольствие. Вариантов (настоящих) вне трассовых спусков очень много. Один из самых простых просматривается со второй очереди новой “канатки”.

93b339c59b4b7ec1587c7df9214a68d4.jpg
(с) xykytoc

Вспахали поле - можно и в лес. Участок с редкими березками и соснами прячется слева от основной красной трассы. Pow-Pow, всем!

232eec7ae2ce8bda74df8d6a1f505fcb.jpg

Раскрывать все секретные места не будем - о них лучше расскажут гиды. Ну и, как обычно, не расслабляйтесь на тему безопасности. Домбай - место дикое и c тем, чтобы взять лавинное оборудование в прокат могут быть проблемы. Так что не забывайте свое.
Ну и на всякий случай телефон спасательной службы (87872) 581-38. Сохраняйте и пусть он вам не пригодится.

Трассы

Всего, по приблизительным подсчетам, на Домбае 20 км трасс, включая учебную горку, "красные" склоны (совсем уж сложных "черных" здесь нет) и длинный извилистый “Лесной” склон.

ca3eea37fa08445ac359de553885ae48.jpg


В нашем личном рейтинге он является одним из самых экстремальных и травмоопасных: нет, дело не в рельефе (он-то как-раз простой). А в том, что только на “Лесной” трассе можно налететь сначала на камни, а потом встретить несущийся “по встречке” снегоход с лыжниками на тросе (оказывается, это такой аттракцион). Увернулись? И в колею не попали? Теперь попробуйте объехать попутчиков на санках.

11da764b680a8ea11a1598399f4076c1.jpg

Ближе к середине “Лесная” становится совсем пологой и основная масса катальщиков, потеряв скорость, снимает доски и идет пешком. Особо изобретательные используют сноуборды в качестве “ватрушек”, на которых, к слову, катают на этом же самом склоне.

7842c4ff89285fc9dc2fdd1d39c97c95.jpg

В самом узком месте, нам, однажды, встретилось еще одно препятствие в виде припаркованной машины.

395fcfa5a2a973644e94f3ce3e51f31d.jpg
(с) M Begov

Что? Да!

a56a34e1ca3bfa8cf562b51ecc40ec7e.jpg
(с) M Begov

Самое интересное во всей этой истории - это то, что “Лесную” трассу нельзя избежать. Все склоны и даже фрирайдовые маршруты выводят на нее. Единственный вариант - спускаться в самый низ на гондоле. Но только зачем… мы ведь не на подъемниках кататься приехали).

Цены

Этот текст был бы неполным без упоминания домбайских хычинных. Так называются кафе, где хычины (масляные лепешки с начинкой) подают в качестве коронного блюда. В среднем, одна лепешка стоит около 200-300 рублей. Цены на горячее начинаются от 300-т рублей, глинтвейн на горе стоит в районе 100-150-ти рублей.

3496428f94ec3d028c972427d8051320.jpg

Главная статья расходов - это, конечно, ски-пассы. Дневной абонемент на все три очереди новой канаткиобойдется в 1800 рублей, есть также ски-пассы на полдня - до 13.00 и после, по 1300. Со старыми подъемниками все сложнее - официальную стоимость нигде не публикуют и есть подозрение, что цена на отдельные очереди формируется по принципу “как договоришься”.

16f06c13db187c2f8c44df0e63c53e57.JPG

В любом случае, среди курортов региона Домбай является самым бюджетным. И, пожалуй, самым отсталым, проигрывая по уровню сервиса даже соседу-Эльбрусу (хотя там тоже не Швейцария). С чем это связано? Возможно, с тем, что Домбай не входит в АО “Курорты Северного Кавказа”. А, возможно, с тем, что некоторые объекты инфраструктуры находятся в частной собственности и руководству КЧР не удается договориться с их хозяевами... Не знаем, какая из теорий ближе всего к истине. Есть вероятность, что третья: просто тех, от кого зависят перемены, и так все устраивает: горы-то на Домбае красивые).

P.S. Никто не говорит, что Домбай не стоит того, чтобы туда ехать. Если повезет со снегом, горячей водой в номере и если вам по душе Кавказский колорит, то недостатки не будут казаться такими уж существенными. К тому же, только там можно въехать в яка, а потом со смехом рассказывать врачам, при каких обстоятельствах получена травма).

ad26458ec65d032fcdc4d01cd2e5cff8.jpg
(с) Anastasia Sergeeva

Как и всегда, ждем ваши комментарии под этим постом и в соцсетях. На связи)
Сохрани себе
Предыдущая В Красную Поляну на машине: памятка водителям Следующая Как настроить крепления для сноуборда под свой стиль катания
Комментарии 6
Максим, 19 Февраля 2019 г.
Отличная статья! Спасибо! Как будто сам там побывал ????
Ответить
тин, 19 Февраля 2019 г.
ну да, были на нг 2019, были проблемы с гостинкой,по типу описанного, но booking, вернул все и предложили альтернативу. по каталке все нормально, сильных минусов не заметил, кроме больших очередей, старой канаткой не пользовались. могу сказать, что домбай - вариант действительно не дорогой и нормальный. было бы интнресно если бы лесную довели до ума да и вообще трасс побольше проложили. в целом - мне понравилось.
Ответить
Ольга, 4 Марта 2019 г.
Простите,а с какой гостинницей были проблеммы?
Ответить
Егор, 20 Февраля 2019 г.
Ностальжи
Ответить
Марина, 21 Февраля 2019 г.
Надо ехать в Гудаури, и по деньгам приятнее и по каталке нааааамного интереснее. Ну и сервис по проживанию существенно лучше. Ездием второй нг, компания все растет и все в восторге) пас на целый день 50 лари (1400 ), проживание 25 лари( 600 руб. чел/сутки). Питание если лопнуть 15 лари])) очень рекомендую и райдерам и новичкам
Ответить
Саша Фрирайд, 23 Февраля 2019 г.
Отличная статья, ностальгия!
Ответить