facebook vkontakte youtube instagram
1 3-летний Петя Ершов, самый юный атлет нашей команды, в этом сезоне прыгнул так высоко, что приземлился на пьедестал международного контеста World Rookie Toor. На одном из этапов он занял третье место, а по итогам финала - вошел в десятку сильнейших райдеров. Мы поговорили с Петей и его папой Сергеем о соревнованиях, профессиональном детском сноубординге и его пока неважном уровне в нашей стране.
“Бронзовая” попытка и финал на пределе

World Rookie Tour (WRT) - это ваши первые международные соревнования. Как впечатления? Удалось ли выступить так, как хотелось?

Петя Ершов:  Сами соревнования очень крутые: организация на уровне, офигенные сноу-парки, грамотные судьи. Много разных активностей в свободное от катания время. Программа в Италии, которую мы составили с Сережей, была очень хорошей и одну из попыток я выполнил на 100% - без единого “тача”, чисто. Я был очень доволен. А вот в финале в Австрии, я мог лучше выступить, но во время раскатки очень сильно ушиб плечо и пришлось “засейвиться”.



Сергей Шурыгин: Кроме цели выиграть медаль, что нам, кстати, удалось сделать на итальянском этапе, была еще одна - посмотреть, насколько уровень Пети соответствует международному. Плюс, мы получили соревновательный опыт за рубежом и заявили о себе. Благодаря WRT о Пете теперь знают не только в России, но и во многих других странах. Это отличный пиар для атлета.

Так, а что за история с травмой в финале?

Сергей Шурыгин: По прыжкам у нас было две секции: лайт-программа “семь на семь” и сложная программа “семь на девять” (*речь о прыжках на 720’ и 900’).
Лайт-программу Петя очень хорошо откатал и стал шестым по результатам квалификации из 12 участников, вышедших в финал (всего участников было 30). Но на раскатке перед финальным заездом он неудачно приземлил “девятку”. Я даже волновался, что там перелом ключицы. Обошлось, слава Богу. Я немножко его помассажировал, успокоил. Но настройки в голове у атлета уже были сбиты и он исполнил свою “сейвовую” попыточку “семь на семь” и показал красивый джиббинг. Вторая попытка (все катали по две) не зашла и он ее провалил. Зато по итогам первого заезда Петя стал девятым. То есть вошел в десятку лучших сноубордистов мира до 2004 года рождения.

4ad0ba579028a8b9b89d01ec2c48ef9b.jpg
*Петя Ершов в гранд-финале  WRT

Отечественный сноубординг VS международный


Как оцениваете уровень конкурентов? Есть у нас  ребята, которые катаются также круто?

Петя Ершов: Уровень соперников на WRT очень высокий, особенно на финальном этапе. У нас есть несколько серьезных ребят, все они в молодежной сборной России по сноуборду. Им надо сильно и много тренироваться, чтобы быть на уровне участников финалов WRT.

Сергей Шурыгин: Тут надо еще объяснить, что в финал автоматом попадали все, кто был на пьедесталах предыдущих этапов - они проходили по всему миру, включая Америку, Японию, Корею. Плюс, в финал проходили еще те ребята, которые “наколотили” большое количество очков, но, возможно, не занимали призовые места.
Младшая группа - это детишки до 2004-го года рождения. Общий уровень нереально высокий. Первое место занял 13-летний мальчишка, сделав 1080’ на "дабл корк". Это впечатляет! Даже на чемпионате России у нас так взрослые атлеты не выступают.



А как можно объяснить долгое отсутствие участников из России на WRT? Ведь от нас туда никто не ездил уже больше 10-ти лет. С чем это связано, по вашему мнению?

Сергей Шурыгин: Это связано с тем, что подготовка наших спортсменов не очень соответствует данному мероприятию. А ехать туда и тратить деньги - немаленькие деньги - смысла, наверное, нет. Еще одна причина в том, что практически никто не может правильно оценить пользу от участия. У нас в стране свой Советский спорт, как я его называю. Все очень стараются заработать какие-то там разряды, звания. Максимально участвуют внутри российских соревнований. Но это замкнутая система, она зашоренная и зашторенная. Есть международный сноубординг, куда надо выходить, заявлять о себе и ставить цели, глядя на других участников.
Ну и третья причина заключается в том, что Россия очень долго не являлась членом World Snowboard Federation, под эгидой которой WRT проходит уже 14 лет. Сейчас сделаны определенные шаги, очень скоро Россия войдет в мировую федерацию и, я надеюсь, зеленый свет зажжется для всех желающих посоревноваться в WRT.

А что вообще происходит с профессиональным детским сноубордингом у нас? На каком он уровне и популярен ли вообще среди молодежи?

Петя Ершов: Сноуборд популярен среди моих сверстников, но не на профессиональном уровне. Катаются с родителями многие мои знакомые, но редко. Вейкборд еще менее популярен. Он только начинает свой путь в России, многие даже не знают, что это такое)) Всех, кто хорошо катается на сноуборде и вейкборде, я знаю лично, их очень мало к сожалению... и они не мои одноклассники, даже не в моей школе учатся.

Сергей Шурыгин: Профессиональный детский сноубординг в России… как-то не складываются у меня эти слова в одну фразу. У нас нет системы подготовки спортсменов. Это я заявляю с полной ответственностью. Я уже давно в этой истории кручусь-верчусь и вижу, как работают зарубежные тренеры, и как работают наши. У нас тренеры - хорошие. Все нормально, но до некоторых пределов. Как только атлет достигает определенной точки в развитии, они перестают понимать, что с ним делать дальше. У коллег же из Австралии, Норвегии, Финляндии, Кореи и многих других стран есть четкое видение на перспективу. Молодых и талантливых ребят, которые сами хотят расти и становится профессиональными спортсменами, там подхватывают сразу же. Им больше стараются уделять внимания на тренировках, чаще возить на соревнования. Причем, не просто: “а поехали на этап кубка Европы!”. Ну вот поехали, заняли шестьдесят какие-то места... и зачем это надо было? Такой подход демотивирует детей, которые еще не очень хорошо управляют своими эмоциями. Но у нас, к сожалению, именно так принимаются решения, из-за которых много юниоров слетают. Там наоборот. Есть тренер, менеджер команды и они прекрасно знают, куда отправить спортсмена, чтобы не получилось истории, которую я только что описал - райдер приехал и у него уровень оказался явно ниже, чем требуется. Не нужно тащить ребенка на соревнования под флагом этого соревновательного опыта. Зачем?! Надо как-то чередовать. Сначала выбирать мероприятия, где спортсмен может что-то выиграть, побороться, получить положительные эмоции и поверить в себя. А дальше уже везти на сложный этап, чтобы он понял, куда расти.

Ну а как с доступностью инфраструктуры для тренировок?

Сергей Шурыгин: С одной стороны все есть. А с другой стороны… Вот сейчас прошла Универсиада в Красноярске. Очень хороший спортивный объект “Сопка”, где аж целых два пайпа - 18 футов и 22 фута. Очень хорошие трассы для слоупстайла. Немножко бы с фигурами поработать. Но в целом все хорошо, тренируйся - не хочу. Неизвестно только, насколько будут поддерживать этот объект после Универсиады, потому что примеров гибели подобных объектов масса: это и Чекерил, и Переделкино, где вместо нормального пайпа засунули могул. Не знаю, чем обусловлено это решение...

Про тренировки, возраст и мотивацию

Во сколько лет начались тренировки? Как все начиналось?

Петя Ершов: Я начинал с горных лыж в РГШ Столица в 4 года. Один раз мы поехали на сборы в Должанку, там была вейк-станция, где я встал на вейкборд. Мне очень понравилось и я стал кататься каждый день. Когда вернулись домой в Москву, мама перевела меня в сноуборд. Большое ей за это спасибо!

Отдельный вопрос Сергею: в каком возрасте правильнее всего отдавать ребенка в профессиональный экшн-спорт?

Сергей Шурыгин: По поводу возраста юного атлета, с которого его можно начинать готовить к профессиональной карьере… тут сложно назвать точную цифру. Все дети разные. Наверное есть смысл задумываться о дальнейшем развитии после того, как ребенок сам почувствовал вкус, начал получать  удовольствие, смотреть видео про-райдеров и интересоваться различными соревнованиями. Вот тогда можно начинать “сеять” мысли о спорте на профессиональном уровне. Главное - делать это ненавязчиво, не передавливать, чтобы не вызывать у ребенка отторжения и не появилось этого эффекта перетренированности. Через это проходил и Петя, и Артем - его младший брат. Нам реально приходилось останавливать занятия, чтобы он немножко отдохнул, а потом уже сам спрашивал - когда тренировка. Каким бы видом экшн-спорта дети не занимались, тренировки для них должны быть в кайф.

b2272796215e3b90b8c58cc7b46245f7.png
*Петя и его брат Артем

Где и в каком режиме проходят тренировки?

Петя Ершов: Зимой тренируюсь в РГШ Столица, в Ново-Переделкине каждый день по три часа. Летом - вейкборд на хоум споте Party Wake Vereskino. Межсезонье - это скейт, батут. Не знаю, что мотивирует, честно. Нравится побеждать, приятно)) Приятно, когда получаются новые трюки над которыми долго работал.


Всем вейк!

Зимний сезон закончился. Что дальше?

Сергей Шурыгин: Сейчас Петя и Артем переключаются на кабельный вейкбординг. По поводу Пети: мы пришли к мнению, что мы будем уходить от классического кабельного вейка, который сочетает флет-трюки и “обстикалс” (*препятствия) и будем больше переходить на “обстикалс”. Ну и больше внимания уделять контестам, тем, где предпочтение отдается катанию по фигурам. Будем на всех мероприятиях “Кингвинча”!

А как сочетать одно с другим? Есть мнение, что вейк только мешает сноуборду. Ну и наоборот.

Сергей Шурыгин: Я думаю, так говорят от недостатка знаний.  В сноубординге, к примеру, есть ряд джиб-трюков, которые однозначно помогают в вейке. Судьи очень жестко следят за “зичем”.Привычка контролировать это в одном виде спорта распространяется и на другой.

Много ли детей сейчас занимаются вейком? Все-таки спорт для нас  относительно новый, даже по сравнению со сноубордом...

Раньше у вейка была только взрослая аудитория, но последнее время молодых ребят 11-12 лет появляется все больше. На соревнованиях полно юниоров. Да и в целом, уже много народу им интересуется. Хороший толчок этому дал проект на Манежной площади в 2017 году, большое спасибо ребятам, которые организовали его! Была трансляция на всю страну! Во многих уголках нашей родины народ узнал, что это такое. А то иногда доходит до смешного. Даже сотрудники регистрации в аэропортах не всегда знают, что такое вейкборд. Они сразу “окучивают” тебя на негабаритный багаж. А когда говоришь им, что это сноуборд - тебя пропускают.

e6e35e53bef6005e3e3791222e8e5eff.jpg
*Петя Ершов на Манежной площади

Большие планы

Строите ли планы уже планы на следующий сезон? На каких подиумах мы увидим Ершовых?

Петя Ершов: Планы? Больше тренироваться и уверенно побеждать, как на внутренних соревнованиях, так и на международных. Уровень соперников высок и теперь я четко знаю, какой набор трюков мне необходимо стабильно увозить, чтобы быть на подиуме финалов WRT.

Сергей Шурыгин: С Артемом все очень просто. Он в следующем году достигает тех самых необходимых 11 лет и начинает принимать участие в первенствах Москвы, России. Работаем над тем, чтобы он всех порвал и занимал лидирующие места, так как это делал Петя два года подряд в биг-эйре и слоуп-стайле. У него есть пример брата, есть мы, есть желание быть атлетом видным. Что касается Пети - не буду открывать все карты. Понятно, что мы будет уделять внимание WRT - думаю, что мы посетим не только итальянский этап, но и другие. Задача сейчас только в том, чтобы создать ему такие условия для тренировок, чтобы он развивался, а не стагнировал.
Сохрани себе
Предыдущая New Star Camp 2019: чем заняться и что брать с собой Следующая Майский снег "Вудстока": полный гид по фестивалю