facebook vkontakte youtube instagram
М ы продолжаем серию публикаций об истории скейтбординга. В сегодняшнем материале мы расскажем вам об эволюции обуви для катания на скейте.
НАЧАЛО

В апреле этого года мы составили достаточно подробную летопись одного из наиболее субкультурных видов спорта — скейтбординга. По этим ссылкам вы можете ознакомиться с каждой из трёх частей (1,2,3).

А теперь подробно поговорим именно об обуви.

Большинство первых райдеров каталось босиком. Причина этого была проста: скейтборд был историческим «продолжением» доски для сёрфинга, а для него, как известно, обувь не нужна. Но у катания босиком был очевиднейший минус: можно было запросто поранить ноги.

Одной из первых пар кроссовок, появившихся на ногах скейтеров в 1960-х годах, была модель Converse Chuck Taylor All Star. Это была высокая обувь из парусиновой ткани, вдохновлённая одной из первых звёзд баскетбола. В 80-х эти кроссовки достигли пика популярности и стали стандартом для многих райдеров. Уличным спортсменам и фристайлерам нравилась мягкая подошва обуви и ощущение доски под ногами.

В 1965 году в журнале The Quarterly Skateboarder появилась реклама кроссовок Randy 720. Позже они были объявлены официальными кроссовками Национального чемпионата по скейтборду.



VANS

Тем не менее, для большинства скейтбордистов настоящей оригинальной обувью для скейтбординга стали Vans. Бренд производил как обувь из плотной ткани, так и кожаную различных стилей и моделей.

В середине 70-х братья Джим и Пол Ван Дорены, основатели Vans, добились большого успеха в розничной торговле обувью, и к 1974 году у них было почти 70 магазинов в Калифорнии.

Когда пришла вторая волна популярности скейтбординга, Vans были готовы сосредоточить свое внимание на маркетинге и продажах именно для скейтеров. Однако вскоре обувь стала популярной и в среде сёрферов, что только увеличило её популярность.

Известный отраслевой журнал SkateBusiness писал в своё время, что известность Vans принесли такие звёзды, как Тони Альва, Стейси Перальта и Джерри Вальдес.



OF THE WALL

Первоначально Vans были доступны только в трёх цветах. В середине 70-х в компании перешли от простого стиля к красно-синему двухцветному. Кроме того, в обувь было добавлено больше набивки для дополнительного комфорта. Эта модель получила название «Off the Wall» и стала одной из самых популярных среди райдеров.

Вскоре после этого в Vans представили среднюю и высокую по высоте обувь. Они также добавили защиту лодыжки в свою линейку продуктов «Van Guard».

Хотя скейтбординг переживал спад в 1982-м, Vans добились большого успеха в том году благодаря своим чёрно-белым кроссовкам в клетку, в которых Шон Пенн сыграл в фильме «Весёлые времена в школе Риджмонт».

Однако после этого успеха Vans столкнулся с некоторыми финансовыми трудностями. Со временем дела наладились. Но в 1988 году компания была продана венчурной банковской фирме.

Сегодня Vans продолжает оставаться крупным игроком в индустрии обуви для скейта. Они до сих пор принимают участие в профессиональных и любительских соревнованиях.



VISION И AIRWALK

Обувь Vision Skateboard была ответвлением чрезвычайно популярной линейки Vision Street Wear. Это была одна из первых компаний, которая использовала свой авторитет в области скейтбординга, выпустив линейку модных обувных товаров.

Брэд Дорфман хотел, чтобы эмблема и товары Vision были повсюду. В результате агрессивного маркетинга бренд добился невероятного успеха в 80-х. После этого фирма столкнулась с трудностями, когда на сцену вышли новые компании по производству скейтбордов с более альтернативным имиджем.

Таким образом Vision столкнулся с жёсткой конкуренцией со стороны другой обувной компании — Airwalk, которая была основана в 1986 году Джорджем Йоном. Как и братья Ван Дорен, Йон много лет работал в обувной промышленности. Перед запуском Airwalk он предпринял несколько попыток заработать на рынке спортивной обуви.

Он переходил от аэробики к бегу трусцой, но всё без особого успеха. В какой-то момент один из его дизайнеров заметил вид спорта, который ещё не использовался производителями кроссовок. Йон быстро разработал специализированную обувь с большим количеством материала для обеспечения долговечности.

Он назвал обувь в честь трюка под названием «ollie airwalk». С тех пор обувь Airwalk, продаваемая непосредственно скейтбордистам, стала популярным товаром.

Компания сосредоточилась на скейт-рынке и в своей рекламе показывала таких профессиональных райдеров, как Тони Магнуссон, Лестер Касаи и Тони Хоук.



РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РВУЩЕЙСЯ ОБУВИ

В конце 1980-х произошел переход к огромному количеству трюков с использованием олли. Это быстро приводило к изнашиванию обуви. Airwalk решил эту проблему с помощью дополнительной защиты передней части кроссовок.

К 1990 году продажи Airwalk достигли 20 миллионов долларов. Вскоре после этого Йону в голову пришла идея вывести обувь для скейтборда за пределы рынка скейтбордов. Продажи резко выросли, когда Airwalk стал мейнстримом.

Однако этот новообретенный успех оказался одновременно и благословением, и проклятием, почти так же, как и для Vision. Магазины, специализирующиеся на скейтбордах, вместе со своими покупателями посчитали, что бренд Airwalk пренебрежительно отнёсся к ним, слишком расширив свой рынок. Скейт-магазины были расстроены тем, что теперь им приходится конкурировать с крупными сетевыми гигантами.

Некоторым скейтерам не нравилось, что компания становится модным явлением для масс, а не только для скейт-индустрии.

По итогу: изменения в индустрии обуви для скейтборда в 1990-х годах включали в себя увеличение числа профессиональных райдеров, популяризирующих свою собственную фирменную обувь, и появление небольших компаний, бросивших вызов Vans и Airwalk.



ETNIES

Этот бренд был одной из первых обувных компаний, которая дала реальную конкуренцию Vans и Airwalk. Обувь Etnies была впервые привезена в Северную Америку французским профессионалом Пьером Андре в 1990 году. Бренд быстро произвёл впечатление на рынок скейтбордов своей фирменной моделью Natas Kaupas. Эти кроссовки быстро стали легендой уличного катания и сделали себе имя на побережье Санта-Моники в Калифорнии.

В 1995 году Андре столкнулся с потенциальной потерей торговой марки Etnies. В ответ на это он запустил Sole Technology и продвигал три новые линейки — Sheep, Emerica и eS.

Со временем появились и другие компании по производству обуви для скейтборда — Simple, DC, Axion, Hook-Ups, Nice, Duffs, Osiris, 2-Fish и Globe — это лишь некоторые из множества брендов, ставших доступными для скейтеров.

Бизнес по производству обуви для скейтборда стал очень конкурентоспособным, и с экономической точки зрения он конкурирует с масштабами самой индустрии скейтбордов.



NIKE И ADIDAS

Более крупные и более традиционные компании по производству спортивной обуви, такие как Nike и Adidas, разработали собственную обувь для скейтбординга, хорошенько разглядев потенциал рынка.

В 1997 году Nike привлекла внимание всего мира своей рекламой, демонстрирующей скейтбордистов в положительном свете, то есть райдеров как спортсменов. За это бренд получил невероятный отклик как от скейтеров, так и от тех, кто всегда считал их уличными хулиганами.

Со временем индустрия обуви для скейтбординга заняла уникальную нишу в мире скейтбординга. Будь то Vans, Simple, DC, Converse, Last Resort AB, Emerica, eS, Fallen, Globe, HUF, Lakai или New Balance, скейтеры выбирают стиль и делают его своим.

Вполне разумно сказать, что сегодня компании по производству обуви для скейтбординга являются мостами между поколениями. Ну и последнее: в 2022 году рынок обуви для скейтбординга оценивается в 1,5 миллиарда долларов.



Автор статьи: Майкл Брук
Материал взят с сайта: SurferToday
Перевод: Андрей Лёвин, Траектория
Сохрани себе
Предыдущая FLOWER MOUNTAIN: МОДА ПО-ЯПОНСКИ Следующая ГУАНЧЖОУ: САМЫЙ БОЛЬШОЙ СКЕЙТПАРК В МИРЕ