facebook vkontakte youtube instagram
М арт для горнолыжников - как вечер воскресенья. Время покататься еще есть, но все оставшиеся снегопады уже сочтены. Для тех, кто пока не готов отпускать сезон, мы будем рассказывать о местах, где его можно продлить. И первая точка в нашем списке - это Эльбрус. Трассы самой высокой (и самой суровой) горы Европы открыты по май, а на высоте более 3500 м снег лежит почти круглый год. Давайте разбираться, за что весенние маршруты Эльбруса так любят, кого на них можно встретить и чем они опасны.
Для начала только проясним. То, что люди обобщенно называют «Эльбрусом», на деле представляет две обособленные и никак не связанные между собой зоны катания: первая и самая популярная – «Эльбрус – Азау», вторая – «Чегет». Между зонами – 5 км дороги, которые чаще всего преодолеваются на местных такси рублей за 150. Предварительно вызывать ничего не надо - водители дежурят у подъемников, как маршрутчики на автостанциях.

Эльбрус: подняться выше облаков

Человек, который никогда здесь не был, увидев общий километраж местных трасс, наверняка скривит недовольную физиономию: «Чуть больше 20 км на две зоны катания? Да вы прикалываетесь?!» Но, поверьте, тут все не так однозначно.

e2d4f9e541d5dee9541fd4509f7c80da.png
© xykytoc

На поляне Азау у самого подножия Эльбруса бордеров и лыжников встречают сразу два подъемника. Знаменитый челночный красный ретро-«трамвай» (но это, скорее, для ностальгирующих) и новая гондольная канатка. Для того, чтобы подняться на самый верх, нужно сделать две пересадки. Кстати, самую последнюю и верхнюю очередь открыли совсем недавно – в 2015 году. Она идет до точки под названием Гарабаши (3847 м), которая на 5 м выше пика Эгюий-дю-Миди на Монблане, что и делает Эльбрус самой высокогорной зоной катания в Европе. В условиях строительства в горах и с учетом перепада высот 5 метров – это значительная разница.

5860f0f6b5ca71c33e4a0cf3be8a91f7.png
© xykytoc

Отметкой в 3847 м дело не ограничивается. Как только вы выйдете из гондолы, то вновь почувствуете себя на стоянке таксистов. Под ветром, более чем на полпути к пику горы, райдеров поджидают те же водители. Но только уже не на старых “жигулях”, как в поселке, а на снегоходах. Рублей за 750 с человека (торг уместен) уедете к каменной гряде, чтобы походить по льду зеленоватого оттенка (он становится таким из-за нехватки кислорода в воздухе) и посмотреть на облака сверху вниз. Для большой группы арендовать можно даже ратрак. Финальная точка заброски - «Приют 11» (4050 м). Ну или скалы Пастухова (4300 м), как договоритесь.

fe36263accf82db93d2c4a6db59ef66a.png
© xykytoc

Обратно к маркированным трассам, вдоль кромки ледника, ведет широкая пологая дорога (на “пухляк” не рассчитывайте - сильный ветер превращает ее в “асфальтовую”). Ну а в стороне, за парой моренных валов, начинаются классические фрирайдовые маршруты в Терскольское ущелье и ущелье Гарабаши.

«В плане снега круче всего на Эльбрусе именно весной. Фрирайд здесь роскошный, но любая поездка вне трасс – только с гидами. Никаких поездок по чьим-то следам, никаких вылазок в одиночку, никаких оправданий, что вы просто проедете недалеко от трассы. Нет гида – катайтесь только в размеченных зонах. Риск тут вообще не уместен», - рассказывает профессиональный горный спасатель, фрирайд-гид и амбассадор «Траектории» на Эльбрусе Александр Байдаев.

Кроме весенних лавин (мы совсем недавно рассказывали про особенности мартовского снега), на Эльбрусе есть еще одна опасность - расщелины и трещины. Провалиться туда, не зная местности, - раз плюнуть. Их зачастую просто не видно из-за присыпанного сверху снега. Если упадете и ничего себе не сломаете – считайте, повезло.

«У нас был случай: парень только учился кататься в горах, впервые приехал на Эльбрус и угодил в такую трещину, - говорит Саша. – Друзья обнаружили его пропажу и забили тревогу, сказали, что с трасс он уйти просто не мог, потому что новичок и катается аккуратно. Ориентируясь на их слова, мы максимально сузили зону поиска, начали проверять все знакомые трещины вдоль трасс и почти сразу нашли его. Это была 15-метровая расселина с подушкой из снега внизу. Именно поэтому он не убился и отделался легким испугом и сорванным голосом – несколько часов звал на помощь, но никто, естественно, не слышал: трещины любой звук глушат практически намертво. Именно поэтому любое катание вне трасс на Эльбрусе – только с гидами, только в компании и только в зоне видимости друг друга. Так к вам хотя бы придут на помощь».

Затяжной сезон

Лагеря для сноубордистов и лыжников здесь проводят даже в мае. К началу-середине Апреля, в зависимости от осадков, на Эльбрусе закрывают трассы от “Азау” до “Мира” - в это время участок уже обрастает травой и покрывается камнями. А вот всё, что выше “Мира” работает - рассчитывать можно и на фрирайд, и на трассовое катание.

359401a5ddc6a307e373d1b5b5870a1b.jpg

Как видно на карте, в зоне «Эльбрус – Азау» размеченная трасса, по сути, одна: начинаясь на высоте около 3800 м, она ведет вниз, то разветвляясь на несколько «рукавов», то снова сходясь в одну широченную горную «дорогу». Если включить скоростной режим, то вся дистанция займет примерно 30-40 минут (при условии, что вы уверенно катаетесь).

Цены:

Скипасс на все подъемники (Азау – Кругозор – Мир – Гара-Баши) – 2100 руб./день.
Подняться на ратраке от Гара-Баши до Приюта 11 – 750 руб. с человека. Можно договориться за 500, если едет большая группа. Каждый год водители говорят, что услуга подорожала – это традиция. Снегоход на двоих обойдется в 1500 руб.
Услуги фрирайд-гидов – 2500 руб. с человека при катании в группе

Чегет: гора, которая не прощает ошибок

Этот сезон на Чегете можно вписать в историю: на гору взгромоздился ратрак. Мы сами  в это не верили, пока не увидели доказательства (ниже на фото). Такой техники там не было отродясь - крутизна склонов в некоторых местах такая, что одна из машин в попытке залезть на них, перевернулась, да так и осталась валяться где-то в овраге в назидание потомкам.

c0e1d189f531106972ef585ef9760d2a.png
(с) kkdcheget

Вообще Чегет очень аутентичное место. Здание одноименной гостиницы у подножья (такой классический советский пансионат), многочисленные шалман-кафе с соответствующей атмосферой, двухкресельная и однокресельная (раритетище!) канатки с железными цепочками вместо рамок безопасности… Сплошной олдскул и хардкор.
У последней станции креселки (3000 м) можно пересесть на бугель. Работает он правда очень редко - склон не расчищают, а добраться до финиша на таком подъемнике по сугробам шансов немного.

e26c3a682c15a8e20a4c8cc83415817c.png
(с) kkdcheget

Приезжая на Чегет, забудьте, как вы хвастались друзьям о том, что хорошо катаетесь. Гора быстро убедит вас в обратном, особенно если сунетесь на сноуборде на знаменитые «Чегетские бугры» (кое-где они, конечно, остались). С доской там будет очень сложно: могульная техника - не конек бордеров. Особенно, если учесть что некоторые кочки ледяные.

География

По какой же причине Чегет так популярен? Например, вот по этой.

1c36472526274e3f0e2492f0af3f5d46.jpg
(с) Karina Lagodienko

Ну или вот по этой.

f70dd5c9910e9d1239251021dc69b31c.jpg
(с) Karina Lagodienko

Больше всего райдеры любят раскатывать широкие, но крутые поля, ведущие к ручью (Дальние юга), а также склоны Северного цирка, в числе которых известные маршруты «Доллар», «Слеза комсомолки» и «Мечта сноубордиста». Самое главное предостережение: не вздумайте соваться туда без минимального набора лавинного снаряжения (бипер, щуп, лопата, рация), а лучше поезжайте в компании проверенных людей, которые там неоднократно катались. И никаких покатушек вдвоем (и уж тем более в одиночку). У Чегета дурная слава: здесь часто сходят лавины, которые периодически хоронят под собой туристов.

dfcef94a6551fed882d48a58a66fab25.png
© xykytoc

История про следующую особенность Чегета хочется начать с фразы “only in Russia”. Хотя… это и не совсем так. По одному из хребтов горы проходит граница с Грузией. А у ручья, к которому спускаются фрирайдеры, сидят солдатики. К встрече с ними желательно подготовиться и заранее сделать пропуск в погранзону (что? да!). Он оформляется через портал Госуслуг и делается около 15 рабочих дней. Забрать его потом можно в Нальчике или в отделении в Терсколе.

Если кататься без удостоверения, то сценариев развития событий может быть несколько. Первый: докуривая сигарету, пограничники просто проводят вас взглядом и ничего не скажут. Второй: они остановят вас, вызовут группу и уведут вдоль речки. Чем все закончится - потом расскажите.

Цены:

Скипасс на канатную дорогу – 1200 руб./день.
Скипасс на бугель покупается отдельно у сотрудника канатной дороги наверху. Расчет - за наличные. Официальная стоимость нигде не указана. *К майским праздникам все очереди закрываются. Но если вы катаетесь с гидом и в вашей группе около 20 человек, то есть шанс, что для запустят (договаривается об этом должен гид).
Пропуск в погранзону - бесплатно

Как добраться?

Самолетом или поездом до Минеральных вод (200 км) или Нальчика (127 км). Оттуда чаще всего берут такси.
Стоимость такси:
Минводы – Приэльбрусье – 3000 руб. (легковая), 5000 руб. (Газель), 8000 руб. (микроавтобус до 10 человек)
Нальчик – Приэльбрусье – 2500 руб. (легковая), 3500 руб. (Газель), 5000 руб. (микроавтобус до 10 человек)

Резюме

Приэльбрусье – прекрасное место для тех, кто едет в горы исключительно ради каталки, готов продать душу за здешние виды, не сильно заморачивается по поводу не слишком развитой инфраструктуры и готов мириться с тем, что вместо фахверковых шале и модного хауса на апрески ему предложат безвкусную архитектуру местных частных отелей и заводные песни и пляски хедлайнеров кавказской эстрады в кафе. Впрочем, такой колорит – это неотъемлемая часть отдыха в Приэльбрусье, ставшая для многих привычной и даже родной.

«Самое главное, ради чего стоит попасть на Эльбрус, – это атмосфера, - резюмирует райдер и организатор горнолыжных туров Роман Маленков. – Я туда приезжаю, как к родной бабушке на пирожки. Все тебе рады, все так вкусно, уютно, комфортно. Это как попасть снова в детство».

P.S. рассказывайте нам в комментариях о своих впечатлениях от Приэльбрусья. Мы любим, когда вы с нами спорите. А когда соглашаетесь, тем более)
Сохрани себе
Предыдущая Как работают службы лавинной безопасности на курортах Следующая Где продлить горнолыжный сезон: курорты Хибин