facebook vkontakte youtube instagram
Н а Эльбрусе готовятся к юбилею - этот горнолыжный сезон станет для самого высокогорного курорта Европы пятидесятым. С чего там все начиналось и кто стоял у истоков строительства? Мы немного покопались в архивах и нашли для вас кое-что интересное.
Победы советских лыжниц в международных соревнованиях, в том числе,Олимпиаде 56-го года, успехи наших спортсменов в биатлоне, любовь к зимнему спорту пробудили у советских граждан большой интерес к горным лыжам.  Кататься, правда, было особо негде - немногочисленные подъемники и гостиницы были предназначены не для туристов, а для спортивных школ.

fac6afc7c91866e676e72434dc56ba36.jpg
Советская открытка, 1985 год

Именно здесь, на склонах Кавказских гор, в Кабардино-Балкарской Республике было решено возвести первую в Советском Союзе канатную дорогу.  Это был ГК “Чегет”. Соревнования сначала местные, затем и всесоюзные помогли развитию региона, начали появляться базы отдыха, пансионаты.

f48f148296e987dcfe3b7c15277090cc.jpg
Интересно, что "старшука" (так эту одноместную канатку называют в народе) работает до сих пор. На ветру ее качает из стороны в сторону, так что добраться на ней до верхней точки - уже экстрим.

Целые династии спортсменов тренировались на Чегете.

c2b079a8320b5690723be53a308a1c26.jpg
На фото - семья Шаваевых, чья история тесно связана с Приэльбрусьем, лыжами и фрирайдом.

c89699c51a6b2c6ef668958cf9dbd565.jpg
Это Ахмат Шаваев - директор спасслужбы чегетской канатки. А его брат Малик - бессменный выпускающий терскольских соревнований.

Очередь канатно-маятниковой дороги «Эльбрус-1» от станции «Азау» (2350 м) до станции «Кругозор» (3000 м) была запущена в 1969 году. Собственно, эта дата и стала поводом для предстоящего юбилея.
/
4c3b23b49edd86b2daad19271526082c.jpg
Маятниковая канатка с двумя вагончиками вместимостью до 20 человек. Вагоны жёстко прикреплялись к тросу и двигались навстречу друг другу: один вверх, другой вниз.

Юрий Михайлович Анисимов - легенда, понимал, что Приэльбрусье -  самый перспективный регион для развития горных лыж в СССР. Будучи сотрудником института «Спортпроект», он проектировал трассы горнолыжников по всему Союзу и предпочитал производить разведку лично. А происходит это так - тебя с вертолета высаживают на вершину горы и ты должен съехать вниз по неизвестной трассе.  Тогда все делалось на энтузиазме, многие приезжали на пустое место, не имея жилья. Но это людей того поколения не останавливало.

8cba24a4b19f7608f78131dfca0033b7.jpg
Юрий Михайлович Анисимов на строительстве канатной дороги. Фото из личного архива Анисимовых

Еще одна знаковая дата - 1976 год. Тогда в эксплуатацию ввели вторую очередь от станции «Кругозор» до станции «Мир» (3500 метров над уровнем моря). Её длина 1800 метров, перепад высот 500 метров.

Интересный факт: с запуском этой канатки в нашей стране появились условия для летних тренировок спортсменов и... катания в шортах и майках.

f121dc4bb3b94ce18c00049f14036ec1.jpg
Советским людям тоже не были чужды полуобнаженные спуски. Все внимание на задний план

Надо сказать, что горные лыжи в те годы считались элитарным, богемным видом спорта. Путевка в горы и покупка снаряжения требовали не только денег, но и “связей”. Вот что писал автор "Домбайского вальса" Юрий Визбор об одном из своих походов: «Поднимались мы на хижину Алибек в домбайской долине. Среди нас был нобелевский лауреат, физик Игорь Евгеньевич Тамм, был академик Блохинцев Дмитрий Иванович, ну и простой народ. Вот, собственно, в этой хижине и была написана песня, которая потом стала известной под названием «Домбайский вальс»…»

Но вернемся обратно в Приэльбрусье. В конце 1970-х здесь появилась канатно-кресельная дорога от станции «Мир» до станции «Гара-Баши» (3780), протяжённостью 1000 метров и перепадом высот 250 метров. На “Приюте 11 пересекались тропы лыжников и альпинистов. Креселкой стали с удовольствием пользоваться и те, и другие.

c61141e873f6bcd6f4c600454ada9067.jpg
Легендарная база альпинистов "Приют 11"

Сегодня в Приэльбрусье на"Азау- Эльбрус" ходят 2 канатные дороги: челночный красный ретро-«трамвай» (о нем мы писали выше) и Гондольная "РОМА"(она же, “француженка”). Строилась она, кстати, уже на наших глазах - в 2015-м году. Ее конечная остановка - станция Гарабаши (3847 м), которая на 5 м выше пика Эгюий-дю-Миди на Монблане, что и делает Эльбрус самой высокогорной зоной катания в Европе. В условиях строительства в горах и с учетом перепада высот 5 метров – это значительная разница.

a8e9c7f493f716b7cb7f492719490184.jpg
Эльбрус - место, где можно подняться выше облаков, отметка последней канатки - 3847 м

02ab0209c7d003219e2acb5ac206af3b.jpg
Станция "Гарабаши"

О старте сезона 19/20

Вообще-то, праздничное открытие было намечено на 30-е ноября, но из-за погоды его перенесли - первая декада ноября выдалась непривычно теплой, поэтому на «Эльбрусе» не работала система искусственного оснежения. Новую дату в АО "КСК" сообщат отдельно. Планируется, что в день старта пройдут любительские соревнования и ретро-заезд. Впрочем, на наш взгляд, ретро здесь хватает и без тематических мероприятий. Взять хотя бы стихийные рынки у подъемников, дышащие на ладан "Жигули", которые здесь используют в качестве такси, аутентичные кафешки и пансионат коридорного типа "Чегет" - памятник советской архитектуре. Если едете за "альпийской" инфраструктурой и ухоженными трассами - вам не сюда. Ну а если ностальгируете по тем временам и хотите совместить это с хорошей каталкой - как говорится, велкоме)

06fa22a74bb451ec2cfef412bb745e23.jpg
Пансионат "Чегет" распахнул свои двери в 1974 году, к настоящему моменту в нем мало что изменилось

9c8a5e3c1db59a985bddb711c7e76aa7.jpg
Кое-что из внутренностей

4901066f63128d695ff916e2964f19e0.jpg
Выкат к Поляне Азау, современный пейзаж

Подробнее о том, как в Приэльбрусье обстоят дела с каталкой и за его так любят, мы уже писали здесь. Оставляйте нам комментарии и делитесь впечатлениями от региона - нам всегда интересно ваше мнение. На связи)
Сохрани себе
Предыдущая Не стало Джейка Бертона, ему было 65 лет Следующая Неделя на Мамае: дневник начинающего ски-туриста