facebook vkontakte youtube instagram
Р ассказываем, как устроены современные лавинные рюкзаки и в чем между ними разница.

КАК ЭТО РАБОТАЕТ


Лавинный рюкзак -  must have для катания вне трасс. Пригодится и тем, кто любит проехаться под линией подъемников, и тем, кто не представляет свое катание без заездов в лютые кулуары.

Устроено всё достаточно просто. Когда сходит лавина, рюкзак создает дополнительный объем за счет надувной подушки в массе движущегося снега по принципу буйка в воде. Заодно защищает верхнюю часть тела, как подушка безопасности в автомобиле.

aa2aa70f697d6c480f738ac3f2efe332.png

В этом видео наглядно, как все происходит в реальности. Ну и вот еще один ролик на тот случай, если вас не прошиб холодный пот от предыдущего.



ЧТО МОЖЕТ ЛАВИННЫЙ РЮКЗАК


- Во-первых, удержать райдера на поверхности в массе снега. *Важное замечание. Эффективность рюкзака зависит от типа лавины. К примеру, если снег мокрый и тяжелый, то шансы быть погребенным под лавиной возрастают даже с надувной подушкой, как бы безнадежно это не звучало.

- Сделать райдера заметным для спасателей. С рюкзаком его проще найти.

- Сохранить воздух для дыхания под лавиной. Механизм Jet Force, к примеру, сам откачивает воздух из подушки через три минуты после активации. Считается, что это то время, за которое лавина гарантировано остановится. И если райдер попал в нее и оказался под слоем снега, то подушка, сдуваясь, освободит пространство и необходимый кислород.

- Обеспечить дополнительную защиту. Подушка имеет достаточную прочность, чтобы уберечь шею и лицо от кусков льда, камней и веток. Плюс, у большинства моделей есть встроенная защита спины.

- Быть обычным рюкзаком для катания. Кто знает, может сама подушка вам никогда и не пригодится (дай Бог). А вот функциональный рюкзак на склоне нужен каждый день.

- Заменить домкрат и помочь вам поменять "запаску". На кадрах, кстати, подушка Alpride.



ЧТО НЕ МОЖЕТ ЛАВИННЫЙ РЮКЗАК


- Стать вашим оберегом от лавин и дать 100% гарантию на спасение

- Раскрыться в толще снега. Всегда есть шанс прощелкать момент, когда подушку нужно активировать.

- Заменить остальные фрирайд-прибамбасы: лопату, щуп и бипер. Ну к примеру. Если райдер вовремя дернул за лямку и не утонул под лавиной, его все равно может присыпать снегом. А значит, спасатели будут искать его по сигналу бипера, который должен быть где? Правильно! На теле.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ


На деле всё выглядит просто. Дергаешь рукоятку (обычно она находится на правой лямке рюкзака), приводишь подушку в действие и чувствуешь себя парашютистом. Однако, мы советуем потренироваться с активацией лавинного рюкзака дома. Ведь в экстренный момент важно не мешкаться - механизм необходимо запустить, как только вы чувствуете опасность. Внутри лавины открыть рюкзак скорее всего не получится - либо подушка не наполнится, либо вы не сможете дотянуться до пускового курка.

Вторый важный момент - проверяйте заряд до старта. Если вы выходите на склон, а заряд на нуле, то вся затея кататься с лавинкой теряет смысл. Ну и последнее - тщательно пристегивайте рюкзак. Железные пряжки и дополнительная стропа между ног – не прихоть производителя, который хочет поиздеваться над фрирайдерами. Бывает, что рюкзаки стаскивает через голову, поэтому затягивать и застегивать надо всё, что затягивается и застегивается.

bb154e5f91cb3ee31c0790f48cf2d574.jpg
Встроенная стропа огибает ногу и предотвращает сдергивание рюкзака через голову при попадании в лавину

СИСТЕМЫ НАДУВАНИЯ


Рюкзаки отличаются системой надувания. Бывают электронные (Jet Force, E1) и традиционные балонные. У каждой из систем есть свои плюсы и минусы. Электронные легче, их можно брать с собой в ручную кладь, а заряжаются они также просто как ваш телефон. Балонные - проверены временем и стоят дешевле. Практически к любому рюкзаку вы можете купить одноразовый или многоразовый баллон. Многоразовые, как правило, рассчитаны на три активации. И если вы, вдруг, захотите перезарядить баллон, то лучше НЕ делать этого в дайв-центрах и на курортах. Есть вероятность, что там перезарядят баллон неправильно. Надежнее заменить баллон на новый - тогда он точно сработает.

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА Е1

Относительно новая штука на рынке. Ее придумали в компании Alpride. Раньше конструкция была представлена только в рюкзаках Scottи Black Diamond. В этом году у Alpride вышел собственный рюкзак.

Как работает E1:

Подушка надувается от мощного вентилятора, который работает за счет суперконденсатора. Рюкзак может заряжаться от двух батареек АА всего за 40 минут или с помощью порта micro-USB за 20 минут. У системы E1 много преимуществ: ей не страшен мороз, батарейки решают проблему перезаряда в полевых условиях. Считается самой легкой системой на рынке - вес всего 1280 г.

1a5fe883008860487a3331b6132a9cb5.jpg
Кнопки  On/Off спрятаны внутри рюкзака Alpride. Сбоку, через внутреннюю сетку, вы можете видеть заряд.

СИСТЕМА JET FORCE

Второй тип электронной системы и главный конкурент Alpride. Надувная подушка объёмом 170 литров заполняется воздухом за 2,5-3 секунды с помощью электрического компрессора, который питается от ёмкого литиевого аккумулятора. Он рассчитан на температуру до -30. Уже после того, как подушка сработала, вентилятор периодически ее поддувает. Сделано это для того, чтобы она оставалась плотной в любых условиях. Через три минуты вся система "сворачивается", чтобы освободить пространство для движения и дыхания под лавиной. Но мы, кажется, об этом уже говорили)

Плюсы: простая и бесплатная перезарядка системы, возможность нескольких запусков в течение одного спуска. Недостатки: конструкция занимает достаточно много места в рюкзаке.

Системой Jet Force оснащены некоторые рюкзаки Black Diamond и Pieps. И надо сказать, что они - самые технологичные. У обеих марок появилась функция беспроводного обмена данными с приложением, которое позволяет настраивать ПО, а также выполнять диагностику и устранение неисправностей.

025d1d09519b0aba7999124b52126b1e.jpg
Перезарядка производится от электросети с помощью прилагаемого адаптера. В комплекте с рюкзаками поставляются вилки для электрических розеток разных стандартов.

Кратко о программе. Нажимаем на кнопку, которая спрятана в лямке рюкзака, и переходим в режим Bluetooth. Если с механизмом что-то не так, приложение сразу вам об этом сообщит. Через него также можно перевести рюкзак в режим ожидания на 12 или 24 часа. Еще есть функция летнего хранения: выставляете необходимое количество месяцев и рюкзак "засыпает", когда приходит время. Зачем это нужно? Чтобы не убить аккум.

БАЛЛОННЫЕ СИСТЕМЫ


AVABAG

Бренд Ortovox пользовался системой ABS, а затем взялся за разработку собственной системы. Так появился Avabag. Получилось отлично. Очень маленький вес - 690 грамм без баллона и очень компактные размеры. Систему можно переставлять в совместимый рюкзак.

Особенности: Ortovox разработал собственный механизм активации системы. Пружина с иголкой прокалывает мембрану баллона, взводится с помощью специального ключа в комплекте. Чтобы понять, как происходит запуск, можно тренироваться без баллона - система рассчитана на тренировки.

Сама подушка очень широкая - производители считают, что благодаря такой форме можно повысить "плавучесть" райдера в снежной массе. Объем подушки - 150 л.



ORTOVOX FREE RIDER 22 AVABAG KIT оснащен еще и съемной защитой спины, что очень удобно. Продается без баллона! Баллон покупается отдельно!

СИСТЕМА ARVA REACTOR

Разработка одноименной компании Arva. Особенности: система лёгкая (790 граммов без баллона) и компактная с широким выбором размеров рюкзаков. Совместима со всеми рюкзаками линейки Arva Reactor. Подушка объёмом 150 л двухкамерная - для большей надежности. При повреждении одной из камер, другая половина остается рабочей. Мембрана, которая соединяет части, компенсирует давление в случае сильного удара подушки при падении.

5d8b03cf598f3e21eafc5dffc9a80236.jpg
Подушка разделена на два отсека центральной перегородкой, общий объем - 150 л

Надувается из двух источников: от баллона с газом и дополнительно из внешней среды за счет разницы давления (есть специальный клапан). В рюкзаке сделаны вентиляционные отверстия, которые обеспечивают приток воздуха внутрь рюкзака.

Пусковой рычаг тоже не совсем обычный. В система Reactor используется механическая ручка Т-образной формы. Для блокировки системы ее можно сложить пополам. В таком положение риск случайного срабатывания равен нулю.

7ec0e4e7c6831b9cafe0c644107274c4.jpg
Т-образная ручка складывается пополам для блокировки системы

BCA Float

Как вы уже догадались, разработка компании BCA. Сама система, можно сказать, - классическая. По параметрам похожа на Scott Alpride. Но ребята постарались и добавили кое-что интересное.  В “Траектории” продаютсярюкзаки с баллонами версии 2.0. Она более современная и совершенная, чем первая.

Баллон второго поколения примерно на 20% легче и компактнее первого. Перезаряжать его можно в 200 официальных заправочных станций BCA по всему миру, все адреса на этой карте.



Так как баллон многоразовый, за давлением нужно следить самостоятельно. Для этого предусмотрен манометр. При маленьком давлении подушка надувается слишком медленно, если, конечно, вообще надувается. Из минусов - вес системы без баллона почти килограмм.

ПЕРЕВОЗКА В САМОЛЕТЕ


Сначала обрадуем владельцев электронных систем - ваш рюкзак можно смело брать в ручную кладь. Проходите с ним таможню, садитесь в кресло в самолете, тянете чикУ и вуаля - дорожная подушка под шею готова. Ладно, мы шутим. Но согласитесь, было бы забавно)

d64c456009826ca127c8367818fd789a.jpg
Вот вам и еще одна возможность лавинного рюкзака

Теперь по поводу баллонных систем. Путешествовать с ними - тоже самое, что летать лоукостерами: если прочитать правила и учесть все нюансы заранее, то головной боли не будет. Итак, в чем вся соль:

- Баллон нельзя брать в салон. Он перевозится только в багаже и должен быть упакован таким образом, чтобы при необходимости его можно было досмотреть.

- На баллоне должна стоять отметка Международной Ассоциации Воздушного Транспорта. Сокращенно она называется IATA и на баллонах всех брендов, которые мы упоминали выше, надпись присутствует.

- Баллон должен быть закрыт защитным колпачком (всегда есть в комплекте)

- Авиакомпания должна быть в курсе ваших планов. Нужно заблаговременно позвонить в колл-центр и сообщить о том, что вы везете лавинное оборудование, назвать объем и вес баллона.

Полезная памятка от "Аэрмаш" здесь.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ


Мы преднамеренно не даем однозначных рекомендаций по поводу выбора одной или другой системы. У всех конструкций свои особенности. И все они - рабочие, их неоднократно тестировали и в лабораториях, и в полевых условиях. Так что, смотрите, какая из систем вам больше нравится и обращайте внимания на характеристики самого рюкзака - важно, чтобы он подходил вам еще и по функционалу, форме, весу и объему. Ну и спину грел, конечно) Как обычно ждем ваши комментарии, на связи)
Сохрани себе
Предыдущая Киргизия: край степей, кочевников и больших гор Следующая Хорошо стоим: что происходит на Розе и как не встрять надолго