Т
рудно себе представить послевоенную Японию. А еще труднее было тем, кто занимался восстановлением страны. Одним из таких героев был Кихачиро Онитсука из города Кобе — предприниматель, который верил в молодое поколение и хотел дать ему лучшую обувь для спорта. Как его стремление привело к созданию одной из крупнейших компаний по производству кроссовок, череде судебных заседаний с Nike, и причём тут поговорка «в здоровом теле — здоровый дух» — читайте в нашей статье, посвященной истории ASICS.
ВСЕ НАЧАЛОСЬ В ПОСЛЕВОЕННОЙ ЯПОНИИ
1949 год, Япония. Тяжелое для страны послевоенное время. Несмотря на трудности ведения бизнеса, находится один предприимчивый бизнесмен по имени Кихачиро Онитсука, который загорелся целью помочь молодому поколению найти себя посредством занятия спортом. В своих стремлениях Кихачиро вдохновлялся философией Кайдзен, в особенности — мыслью «Anima Sana In Corpore Sano» («в здоровом теле здоровый дух), подразумевающей постоянное самосовершенствование. Он открывает компанию и первую фабрику Onitsuka Co. Ltd. Можно сказать, принцип самосовершенствования сопутствовал ей на протяжении всей истории.
ПЕРВЫЕ КРОССОВКИ БЫЛИ БАСКЕТБОЛЬНЫМИ
Несмотря на то, что опыта производства спортивной обуви у Кихачиро не было, он всё равно хотел создать что-то инновационное. Сейчас может показаться удивительным, но бизнесмен выбрал отправной точкой баскетбол. И не прогадал! Задача была такой: создать уникальные узнаваемые кроссовки, которые обеспечили бы превосходное сцепление с баскетбольным кортом. В итоге у бренда вышла дебютная модель «OK» с протектором, похожим на щупальца осьминога. Есть даже легенда, что прототип этих кроссовок отличался чересчур цепким узором подошвы, и уровень цепкости пришлось понизить до более приемлемого. А потом бренд поменял название на Onitsuka Tiger.
ТРИУМФАЛЬНЫЕ БЕГОВЫЕ КРОССОВКИ
1950-е годы. Onitsuka Tiger развивается и сосредотачивается на создании обуви для профессиональных спортсменов, открывая для себя новые горизонты и дисциплины. Например, бег. Бренд представляет свой инновационный взгляд на беговые кроссовки: совмещает передовые (по тем временам) технологии с силуэтом японской традиционной обуви таби. Но это еще не все. Onitsuka Tiger стали обеспечивать обувью эфиопского бегуна Абебе Бикилу, который стал известным благодаря тому, что босиком прибежал к финишу первым на олимпийском марафоне 1960 года. Спустя 4 года он вновь одержал победу, но уже будучи обутым в Magic Runner от бренда Кихачиро. Сразу же после финиша Абебе сделал Onitsuka Tiger неплохую рекламу, удивляя прессу и всех зрителей тем, что не стал останавливаться и стал разминаться, добавляя, что совсем не чувствует усталости и готов пробежать еще с-десяток километров. В кроссовках Onitsuka Tiger Абебе стал первым в истории двукратным победителем олимпийского марафона!
ВЫХОД НА УЛИЦЫ
Как известно, долгое время кроссовки оставались сугубо «профессиональной» обувью. Несмотря на их удобство, большинству людей даже не задумывались, что эту обувь можно носить в качестве повседневной. Но всё изменилось в 1960-е годы, когда профессиональные беговые кроссовки Onitsuka Tiger Marup Nylon SP стали популярны среди... Японских подростков! Они хотели выделяться, поэтому носили кроссовки как в школе, так и за её пределами. Удивительно, как благодаря школьникам Onitsuka Tiger стали востребованы среди обычной публики.
ОРЕГОНСКИЙ ИНЦИДЕНТ
1963 год. Предприимчивый орегонский студент и бегун Фил Найт отправляется в Японию в офис Onitsuka Tiger. Он заключает соглашение, согласно которому его компания Blue Ribbon Sports будет эксклюзивно представлять кроссовки японского бренда в США. Это событие стало поворотным не только для Onitsuka Tiger, но и для другой, не менее популярной обувной компании — Nike. Обо всём по порядку.
В 1968 году для Олимпийских игр в Мехико японский бренд представляет модель Cortez. Её автором был Билл Бауэрман, бывший тренер Найта и его партнер по бизнесу. Успех кроссовок устраивал обе стороны, они хорошо продавались и в США, и в Японии. А потом... Найт и Бауэрман поменяли название своей компании и всю модель бизнеса. Они стали владельцами обувного бренда, который производит собственную обувь. И имя ему — Nike. И в 1972 году тандем выпустил собственные Cortez. Те же самые кроссовки, из тех же самых материалов, с такой же подошвой. Только брендинг был другой, вместо характерных полос был «свуш».
Отношения зарубежных партнеров сошли на нет. Бренды начали судиться. Суд, в свою очередь, решил следующее: эти кроссовки могут выпускать и Onitsuka Tiger, и Nike. Но право на название «Cortez» остаётся за Nike. С тех пор модель от Onitsuka Tiger называется «Corsair». Любопытно, что на популярности это никак для брендов не сказалось: «кортезы» отлично продавались в США, а «корсары» ждал коммерческий успех во всей Азии.
НА СЦЕНУ ВЫХОДИТ ASICS
1972 год. Onitsuka Tiger, японский производитель спортивных товаров и рыболовных принадлежностей GTO, а также трикотажный бренд Jelenk объединились в один большой офис продаж. А спустя 5 лет все эти компании слились в одну. 21 июля 1977 года, после подписания всех бумаг, состоялось официальное рождение бренда, который мы все хорошо знаем и сейчас — ASICS. Название отсылает к философии самосовершенствования, которой следовал основатель Onitsuka Tiger Кихачиро Онитсука, а также к той самой мысли «Anima Sana In Corpore Sano» (ASICS).
Это слияние позволило ASICS сосредоточиться на развитии собственных технологий. В 1979 году компания открывает исследовательский центр в городе Кобе. Команда специалистов начинает разработку инновационных технологий ASICS, их тестирование и последующую реализацию. В этом центре были созданы кроссовки Ultimate со специальными амортизационными отверстиями в подошве, модель X-Caliber с системой каналов Air Flex, и, конечно же, в Кобе была разработана одна из самых известных и популярных технологий компании — GEL.
ГЕЛЕВАЯ ПОДОШВА
GEL — это слово вы часто можете встретить в названии большинства моделей бренда. Эта технология появилась в 1986 году. Важно отметить, что 1980-е были для сникер-индустрии очень интересным временем: бренды соревновались друг с другом во всём: от дизайна и маркетинга, до прорывных технологий. Что сделала команда ASICS? Она разместила специальные эластичные капсулы в местах, наиболее подверженных ударным нагрузкам — в носовой и пяточной частях подошвы. И капсулы были не простые, а заполненные специальным гелем. Для демонстрации возможностей этого материала компания даже провела эксперимент: уронила сырое куриное яйцо с 6 этажа на подушечку из материала ASICS GEL.С яйцом ничего не случилось! Более идеальной рекламы и не придумать. Технологии GEL, кстати, почти 30 лет, а она не теряет своей актуальности и по сей день.
ЧЕРЕДА УСПЕШНЫХ КОЛЛАБОРАЦИЙ
Коллаборации — это то, что отличает японский бренд от многих. Зачастую ASICS представляет совместные работы с важными для индустрии дизайнерами. Например, с Ронни Файгом — основателя бренда KITH, а также героя современной уличной культуры. К 30-летнему юбилею модели GEL-Lyte III Файг выпустил (внимание!) 30 расцветок этой модели в характерных для KITH пастельных оттенках. А затем ASICS и KITH отметили 60-летнюю годовщину франшизы «X-Men», представив 7 расцветок GEL-Lyte III, каждая из которых была посвящена тому или иному герою Людей Икс.
Также бренд славится своим сотрудничеством с Кико Костадиновым — известным британским дизайнером, которого отличает авангардный подход и тяга к футуризму. Кико привнес в ASICS свежие решения, новые цвета и кардинально новый подход к созданию кроссовок. Всё это отражено, например, в дизайне модели ASICS Gel Quantum Lylia.
В ТРАЕКТОРИИ
Кроссовки, разработанные к 30-летнему юбилею культового силуэта ASICS Gel-Lyte. Они сделаны из комбинации дышащей сетки и натуральной кожи. Раздвоенный язычок отсылает к традиционным японским таби. Благодаря технологии амортизации Gel шаг будет отличаться мягкостью. Это бестселлер бренда и, безусловно, одни из лучших кроссовок на все случаи жизни.
Изначально эта модель была создана для бега по пересеченной местности, но благодаря современным технологиям её можно использовать в качестве повседневной обуви. За амортизацию отвечает технология FF BLAST™ PLUS, а цепкий протектор AHAR™ отличается прочностью и устойчивостью к истиранию. А благодаря дышащему верху ваши ноги будут в комфорте даже во время интенсивных нагрузок.
Универсальные женские кроссовки с дышащим сетчатым верхом, который усилен накладками из фактурной замши. Силуэт дополнен фактурным логотипом по бокам, брендингом на язычке и стельке, а также мягкой межподошвой с технологией GEL. Особого внимания заслуживает лаконичная цветовая палитра, благодаря которой кроссовки идеально впишутся в любой образ.
Обязательно загляните в