facebook vkontakte youtube instagram
К ним относятся по-разному, но все сходятся в одном: это удивительная и невероятно комфортная обувь. Они настолько удобны, что их совсем не хочется снимать, а еще их можно украшать джиббитсами на любой вкус. История CROCS, полная взлетов и падений, достойна Оскара. Как трое любителей яхт неожиданно для себя создали «народную» обувь и причём тут одна предприимчивая домохозяйка — читайте в этой статье.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ С ПРОГУЛКИ





...По Карибскому морю. Там молодой яхтсмен Скотт Симанс рассказывал приятелям о том, как удачно купил пару водонепроницаемой резиновой обуви. Она не скользила и не оставляла следов на палубе. И, главное, она была изготовлена из  Croslite™ — вспененной смолы от канадской компании Foam Creations (к ней мы еще вернемся).

Друзьям Симанса, Линдону Хансону и Джорджу Бёдекеру, эта обувь понравилась. И втроём они решили, что хотят открыть производство чего-то похожего. Симанс, кстати, еще и до той встречи задумывался о том, чтобы начать производить удобную обувь.

Парни были далеко не простыми. Бёдекеру принадлежала крупная франшиза фаст-фуда Quizno's. Хансон был важной шишкой в сфере продаж компьютерного оборудования и ПО. А Симанс более 10 лет руководил собственной компанией по разработке и производству оборудования для фотографии.

БОЛЬШЕ, ЧЕМ «ХОРОШЕЕ ХОББИ»


1999 год. Трое друзей открыли компанию Western Brands, поделив её поровну. Они решили, что смогут продавать порядка 25-30 тысяч пар резиновой обуви в год, и их дело станет своего рода «хорошим хобби».



В 2002 году троица зарегистрировала торговую марку «Crocs». Для создания обуви парни обратились к той самой компании Foam Creations, чьей вспененной смолой Croslite они были очарованы. Материал для обуви Crocs отличался мягкостью и легкостью, а также тем, что под действием температуры он принимал форму стопы и позволял с комфортом носить обувь даже на босую ногу. А еще «крослайт» обладал антибактериальными свойствами и препятствовал образованию неприятного запаха. В общем, одни достоинства.

Следом парни решили доработать то, с чего и началась их история —пару резиновой обуви, которую нахваливал Симанс. Они обновили силуэт и добавили к нему удобный ремешок сзади, благодаря которому обувь надежно фиксировалась на пятке. Идеальная резиновая обувь была практически готова, осталось выбрать название... Назвали её «Beach». А вот за счёт визуального сходства обуви с мордой крокодила троица как раз и решила назвать свою компанию «Crocs».



Парни сделали первую пробную партию —всего лишь 200 пар лаконичных резиновых тапочек с отверстиями. Пара стоила 30 долларов. Этот тираж они продемонстрировали на Международной выставке лодок Fort Lauderdale Boat Show. Обувь была представлена как мягкие туфли для яхтинга, которые обладали всем, что нужно яхтсмену: они не скользили, не натирали, не оставляли никаких следов на лодке и не впитывали запахи. Тираж был раскуплен за пару часов!

А потом оказалось, что мягкие и уютные резиновые тапочки за 30 долларов пришлись по нраву не только яхтсменам, но и всем тем, кто много работает на ногах: медикам, продавцам, пекарям, почтальонам. И, конечно же, детям! В общем, легкая резиновая обувь, удобная на протяжении всего дня, было обрела «народный» статус.



ЗА ДЕЛО ВЗЯЛАСЬ ОДНА НАХОДЧИВАЯ ДОМОХОЗЯЙКА


2005 год. К этому моменту ассортимент Crocs расширился, компания производит более десяти разных моделей обуви. Также она выкупила Foam Creations, что позволило ей иметь внушительные производственные мощности по созданию мягкой и качественной пены для своей продукции. Компания (кстати, переименованная из «Western Brands» в «Crocs») продаёт 6 миллионов пар в год, и не собирается останавливаться. На её место приглашают нового ген. директора —Рона Снайдера, бывшего топ-менеджера Flextronics и, говоря простым языком, креативного человека. Спустя год компания вышла на биржу и стала производить еще больше обуви. Но это всё —просто большие цифры, по сравнению с тем, что сделала одна американская домохозяйка.



Лето 2005. Предприимчивая домохозяйка и фанатка кроксов Шери Шмельцер перевернула игру. Она первая придумала «джиббитсы» — похожие на значки украшения, которые вставляют в отверстия на «кроксах». Муж поддержал её затею, супруги запустили сайт и открыли производство. К августу 2006-го они продали порядка 6 миллионов джиббитсов. Конечно же, это не могло остаться без внимания компании Crocs. Спустя 4 месяца после ошеломительного успеха Шери компания Crocs полностью выкупила все права на бренд Jibbitz за 10 миллионов долларов, обеспечив домохозяйке беззаботное будущее.



CROCS УДАЛОСЬ ПЕРЕЖИТЬ КРИЗИС


2008 год. Компания переживает не лучшее время: колоссальные убытки, долги, сокращение 2000 рабочих мест. Выдвигалось мнение, что это было связано не столько с кризисом, сколько с потерей интереса народа к Crocs. Публика «наелась» ими, популярность резиновых тапочек шла на спад. Забавно, но это связывали с высоким качеством продукции: купив одну пару прочных и удобных тапочек, человек долгое время не нуждался в новой. Такой вот парадокс.



Другие факторы были связаны с кризисом. Например, ритейлеры заказывали меньше пар, чем раньше. А еще рынок наводнили поддельные дешевые кроксы, что точно не было на руку компании Crocs.

Позитивные сдвиги случились в 2009 году, когда должность ген. директора Crocs занял Джон Дюрден, ответственные за развитие Reebok International в 1990-х. Дюрден славился тем, что мог поднять с колен любой бизнес. Это он сделал и с Crocs. Сперва он закрыл часть производств и отказался от нерентабельных вещей, снизив убытки компании и оптимизировав её работу.

В 2010 году Дюрдена заменил Джон Маккарвел — бывший менеджер Flextronics и, кстати, член первой команды Crocs. Для компании это был очень важный камбэк. Стратегия Маккарвела заключалась в том, что он сделал ставку на диверсификацию, грамотный маркетинг и больший выбор потребителю. Компания начала расширяться и открывать розничные магазины. В итоге год для Crocs закончился не убытками, а прибылью. Но стратегия Маккарвела имела кратковременный эффект. Покупатели снова перенасытились «кроксами», и компания вновь нуждалась в свежем виденье.



НОВАЯ КОМАНДА - НОВЫЕ ОТКРЫТИЯ


Январь 2014 года. Компания Blackstone, которая специализируется на работе с нестабильными активами, приобретает 13% акций Crocs. На пост ген. директора встаёт консультант Blackstone и специалист в обувной индустрии Грегг Рибатт, а президентом Crocs стал Эндрю Рис с 25-летним опытом работы в ритейле. Ключевые должности заняли специалисты своего дела — те, кто работал в Nike, Reebok, Sperry Top-Sider и других важных для индустрии брендов.



Рибатт и Рисс реструктурировали бизнес, сняли с производства неэффективные линейки и закрыли убыточные магазины. Но самое главное - они начали развивать онлайн-продажи.

А затем новое руководство начало проводить ребрендинг. Было решено вернуться к истокам: фирменной моделью были выбраны те самые классические «кроксы», прославившие компанию на весь мир.

«Одной из первых вещей с точки зрения продукта, которую мы сделали, стало смещение акцента на нашу культовую модель», — Мишель Пул, старший вице-президент Crocs по развитию продукции и мерчендайзингу.



ПОПУЛЯРНОСТЬ В НАШИ ДНИ


В марте 2017 года новым ген. директором Crocs стал Эндрю Рис. Одной из его целью было продвижение бренда среди молодой аудитории. С этого момента компания предстала в совершенно новом ключе: она стала выпускать коллаборации с именитыми брендами, звёздами и дизайнерами, создавая на базе своих культовых силуэтов по-настоящему стильные модели.



Например, вместе с Демной Гвасалия из Balenciaga бренд создал сиреневые, розовые и желтые кроксы на платформе высотой 10-см. Все они были украшены необычными «джиббитсами». Каждая пара стоила 850 долларов. Весь тираж был раскуплен в онлайн-магазине за несколько часов!



Бренд неоднократно создавал коллаборации с популярным американским рэпером Post Malone. Самую первую раскупили за десять минут. Последующие релизы с Post Malone были также проданы молниеносно.

Чтобы завоевать внимание искушенной аудитории, в 2018 году Crocs создали коллекцию «LiteRide», в которой были представлены классические «кроксы», но с лаконичными и интересными дизайнерскими решениями.

А еще Crocs очень сильно стрельнул в соц. сетях. В 2018-м бренд представил фильтр в Snapchat, где каждый пользователь мог «примерить» на голову гигантский крокс. Снимки с этим фильтром опубликовали более 20 миллионов пользователей. И это только американская аудитория!

Затем бренд захватил TikTok. В мае 2019 года там завирусилось видео, где пользователи заливали внутреннюю часть «кроксов» пеной для бритья, а затем надевали обувь —из отверстий эффектно сочились струи пены. А потом компания завела официальный аккаунт в TikTok и запустила челлендж #ThousandDollarCrocs, вдохновившись песней Post Malone «I'm Gonna Be». Публике предлагали представить, как бы выглядели их кроксы, если бы они стоили 1000 долларов.



Сейчас Crocs носят все, в том числе знаменитости и звезды первой величины. Среди тех, кто отдаёт предпочтение обуви бренда: основатель Google Сергей Брин, Мишель Обама, актриса Зендея, FKA twigs, Билли Айлиш и многие другие. А всё потому, что мягкие резиновые тапочки, как и 20 лет назад, остаются одним из самых удобных и универсальных решений среди всего, что есть на рынке обуви.



В ТРАЕКТОРИИ


CROCS Hiker Xscape Marbled Clog



Сабо, вдохновленные природой и созданные для походов и активного отдыха, которые эффектно выделят вас из толпы. Пара создана из цельнолитого верха Croslite™ с мягкой подушечкой в области пятки. Силуэт оснащен высокой межподошвой (50 мм), регулируемыми пяточными ремешками и цепкой зубчатой подошвой. И эту пару можно украсить джиббитсами!

CROCS Mellow Recovery Clog



Лаконичные шлепанцы с анатомической стелькой и однозначный must-have, если вы собираетесь на пляж. Пара сделана из пеноматериала EVA, поэтому они не тонут в воде. А через большие отверстия по бокам будет уходить влага.

CROCS Echo Clog



Сабо из коллекции Echo, сочетающей в себе комфорт и практичность. Смелый силуэт, где  из Croslite™ сделан и верх, и подошва. Эти сабо практически ничего не весят, а еще они не тонут в воде. Силуэт оснащен поворотными ремешками с подушечкой для пятки для дополнительного комфорта, стелькой LiteRide™ и обилием вентиляционных отверстий, в которых можно вставить джиббитсы.

CROCS Jibbitz 5 Pack



А вот и они! Это самый большой пак — тут целых 5 джиббитсов! И создан он в коллаборации с корейским брендом thisisneverthat. Джиббитсы можно сочетать и чередовать с другими, тем самым создавая уникальные и яркие комбо.

Обязательно загляните в раздел CROCS на официальном сайте Траектории, чтобы найти еще больше моделей обуви на все случаи жизни.
Сохрани себе
Предыдущая ГОРОД: АНТИ-СКЕЙТ АРХИТЕКТУРА Следующая КУЛЬТУРНЫЙ КОД: БРЮКИ КАРГО