facebook vkontakte youtube instagram
К оманда Траектории перевела для вас статью Джереми Джонса — известного бэккантри фрирайдера, который написал небольшую памятку для всех любителей подняться повыше в горы и покорить нетронутые вершины.
Красные флаги — это признаки высокой лавинной активности. Умение их распознавать и мудрость их не игнорировать могут спасти жизнь вам и вашим товарищам!

"Чаще всего я использую методы наблюдения, чтобы оценить ситуацию и уровень угрозы лавины в горах. Начинаю я в ту секунду, когда просыпаюсь с утра. Если за окном идет снег — это первый флаг. Если верхушки деревьев раскачиваются от ветра — это уже второй.

Когда я выхожу из дома и еду к склону, а по пути мне встречаются признаки недавно сошедшей природной лавины — пусть даже небольшие, просто горка снега на дороге — это красный флаг номер три. Таким образом, еще не добравшись до горы, я уже знаю, что катать сегодня не буду."



5 красных флагов
90% всех спровоцированных людьми лавин сходят в течение первых 24-х часов после прошедшего снегопада.

Помните об этом, не игнорируйте это правило. Оценивайте условия в первые сутки после снежного шторма как условия повышенной, экстремальной опасности. Следуйте этому правилу и вы снизите риск попадания в лавину на 90%
Признаки природной лавины: Если вы видите следы недавно сошедшей лавины, то помните, что условия сегодня таковы, что лавина сходит самостоятельно и без активности райдеров на склоне. К этому нужно относиться крайне серьезно, особенно если сход лавины произошел на склоне с таким же углом наклона как тот, с которого вы планируете съехать.

Трещины на снегу, звуки проседающего снега.

Резкое повышение температуры воздуха:
Эта мера относительная, нет какой-то определённой шкалы температур, которая подскажет вам, что сегодня выходить на склон опасно. Просто нужно помнить, что внезапное потепление (особенно после сильных морозов) приводит к таянию снега, он становится тяжелым и теряет сцепление с нижними слоями, что приводит к сходу лавины.

Сильные ветра, перемещающие снежные массы:
Обратите внимание на верхушки гор, если вы видите, что там сильный ветер, перегоняющий снег, будьте осторожны, это предостерегающий знак.

Каждый райдер, который хочет опробовать себя в бэккантри, обязательно должен взять с собой противолавинное снаряжение.  Что именно должно быть у вас в рюкзаке, смотрите в нашем видео обзоре:

Итак, начнем с того, что бэккантри — это восхождение в горы, не оборудованные подъемниками, с последующим спуском по диким, неподготовленным склонам.

Это завораживает, пускает адреналин в кровь и доставляет эмоции, даже близко не сравнимые со спуском по обычной трассе. Но это также сопряжено с серьезными опасностями, о которых нужно обязательно знать, прежде чем вы решитесь покорить нетронутую целину.


Соберите максимум информации
Перед тем как начать планировать поездку и бронировать билеты, вы должны хорошенько подготовиться. Представьте, что вы готовитесь к экзамену, сдавать его вам придется на вершине труднодоступного склона и поверьте, вы поблагодарите себя за старание во время обучения. Читайте книги, статьи, смотрите видео, разговаривайте со знакомыми опытными бэккантри райдерами, если таковые имеются. Подойдите к этому ответственно и серьезно.

Найдите хорошего гида
Перед непосредственным восхождением, (а первый раз оно должно у вас быть только под руководством опытного гида) познакомьтесь с гидом, задайте ему все волнующие и интересующие вас вопросы, понаблюдайте за ним, спросите советов и наставлений. Понятно, что хочется быть самостоятельными и крутыми чуваками, покоряющими дикие вершины. Но не торопитесь, все будет, но не сразу. Сначала вам надо набраться опыта и понимания того, что такое бэккантри и как с ним правильно обращаться. Быстрее и надежнее всего будет сделать это с помощью опытного гида, а не через травмы и экстренные ситуации, появлением которых вы рискуете в случае, если отправитесь на первую вылазку в одиночестве.

Изучите шкалу лавинной опасности
Существуют разные таблицы и методы подсчетов, но общая концепция такова, что каждый склон характеризуется определенным уровнем риска схождения лавины в конкретный период времени.

Давайте разберемся: шкала лавинной опасности от 1 и до 5 степени показывает величину риска схода лавины, где 1 степень сама низкая и говорит о том, что на горе лежит стабильный и устойчивый снег, и ситуация для катания благоприятная. Вторая степень называется средней и характеризуется относительной стабильностью снежного покрова с некоторой неустойчивостью на особенно крутых участках горы.

Лично меня пугает не 5 степень, с ней как раз все понятно: высокая угроза масштабных лавин, которая не предусматривает возможности безопасного спуска. Поэтому ты сидишь себе преспокойно дома, максимально оградив себя от угрозы лавины, просто не приближаясь к склону.

Больше всего я не люблю 2 степень, потому что многие райдеры считают ее благоприятной и максимально приближенной к безопасной. Хотя на деле она очень коварна. Показатели ее таковы, что вы не наблюдаете индикаторов высокой лавинной опасности и вероятность схода природной лавины минимальна, но, если вы спровоцируете лавину на крутом склоне, она будет сильной и крайне разрушительной. Мы потеряли много опытных райдеров в таких лавинах. Я ненавижу подобные условия, потому что они обманчивы и вселяют мнимые уверенность и ощущение контроля над ситуацией.

Ознакомьтесь с особенностями местности
Грамотный выбор местности имеет важное значение. Когда ты задаешь себе вопрос: что произойдет, если я тут упаду? В идеале ответ не должен быть: тогда я умру.  Так что, какими бы ни были все научные критерии, описанные выше, местность играет важную роль, ее нужно знать, понимать и уважать. Я посвящаю много времени изучению гор, с которых я планирую спуск, и даже не смотря на мой уровень просвещенности, я всегда напоминаю себе о том, что я потерял много опытных друзей в горах. Друзей, которые в какой-то степени были более компетентны и лучше подготовлены. И иногда я задаюсь вопросом: если они совершили в тот день ошибку и не заметили знаков, что бы произошло в таких же условиях со мной? Скорее всего то же самое, что и с ними. Поэтому очень важно уделять должное внимание безопасности, не игнорировать знаки, осознавать риски и делать все возможное для того, чтобы их минимизировать.

Настройтесь
Мы проводим слишком много времени за технической подготовкой и не уделяем достаточно внимания эмоциональному настрою. А ведь он играет очень важную роль.

Я разработал для себя список внутренних установок, такой своеобразный чеклист, с которым я всегда сверяюсь перед тем, как иду в горы


Первый пункт — это раздутое эго. Я постоянно вижу это в горах. Я часто слышу от райдеров: ‘О Джереми Джонс в городе, я покажу ему какой я крутой чувак!’ И в итоге они делают то, чего никогда бы не сделали в обычный катальный день. Когда я вижу такой настрой, я сразу же вычеркиваю чувака из списка. Я и себе постоянно задаю вопрос: не слишком ли ты сегодня уверен в себе? Не раздулось ли твое эго после последних 4-х идеальных заездов? И признаюсь, иногда я отвечал себе не так как следовало. Ради безопасности невероятно важно опускать себя с небес на землю.

Оставьте позади все ежедневные проблемы, интернет, сосредоточьтесь на ‘здесь и сейчас’ не отвлекайтесь на всякую фигню

Не делайте ничего необдуманного и безрассудного ради фотографии или видео. Это НЕВЕРОЯТНО опасно, я давно выбил из себя эту дурь. Я рано понял и выучил, что нельзя кататься с камерой, потому что она может тебя убить.

Умейте быть терпеливым. Не надо идти на необдуманные поступки или на повышенный и неоправданный риск только потому , что сегодня суббота или последий день сезона. В горах свое время и свой режим, слушайте их, а не свое шило.



Этот  пункт я повторяю себе по сто раз, каждый день. Просто скажи себе нет. Я иду в горы в поисках причин развернуться обратно и ожидая, что я развернусь. Я могу быть супер близко к самой вершине после 8 часового восхождения и все равно развернуться за 10 минут до того, как я достигну самого верха. Я думаю об этом, я готовлю себя к этому, я тренирую в себе выдержку. И в те дни, когда на самой вершине я вдруг понимаю, что все хорошо, что нет ни одного из 5 флагов, я не верю собственному счастью, встегиваюсь в сноуборд и тогда последняя мысль в голове: я был уверен, что мне придется развернуться тут, тут и тут. Но сегодня мне повезло, сегодня все хорошо.

Не бойтесь перенести каталку на завтра. Завтра тоже будет круто, поверьте

Если вы давно не разворачивались, сделайте это сегодня. Я всегда отслеживаю в голове, как давно мы последний раз это делали и если я понимаю, что прошло уже 2 недели, как мы поднимаемся и не переносим каталку, то я обычно говорю своим: чуваки, пошли-ка обратно. Это тоже нужно практиковать, потому что для меня это еще один красный флаг, если мы давненько не поворачивали.

Не уговаривайте себя. Например, построение снежных ям может быть психологически очень опасным занятием. Вот вы построили себе прекрасное снежное убежище на случай лавины, сразу чувствуете прилив уверенности в себе и мнимой безопасности. Если вы замечаете признаки повышенной лавинной опасности, вам эту яму строить даже не нужно, вам просто не нужно сегодня катать. Если вы чувствуете себя неуверенно, не надо строить убежище для успокоения, лучше задумайтесь над тем, что вас беспокоит и прислушайтесь к своей интуиции вместо того, чтобы глушить ее.


Очень важно знать и уметь распознавать признаки лавинной опасности. Не бойтесь лишний раз перестраховаться, обеспечьте себя противолавинным оборудованием и наслаждайтесь каталкой, приняв все необходимые меры предосторожности и гарантировав себе максимальную возможную безопасность.


Материал переведен из статьи журнала WhiteLines
Сохрани себе
Предыдущая История сноубординга: легендарный Крейг Келли Следующая Культурный шок: каталка в Болгарии