facebook vkontakte youtube instagram
Т раектория представляет коллаборацию с Димой Махно – скейтером и мастером веселых картинок. Персонажи его работ ломают все устои и делают то, что велит сердце. Дима занимается визуальной частью панк-сцены, а также высмеивает шаблонное взаимодействие искусства и зрителя – разбираем, как всё это отражено в нашей совместной работе
Дима Махно – на одни 50% питерский, а на другие 50% – сахалинский скейтер, катающийся за содружество Bozo Boys.





Он вдохновляется ярким и субкультурным искусством, что наложило заметный отпечаток на его творчество. Одна из визитных карточек художника – это дизайн афиш, обложек и мерча для российских музыкальных коллективов, в особенности – для представителей DIY-панк сцены. Создавая работы для групп, Дима выработал свой уникальный почерк, где все визуальные “каноны” и “шаблоны” тяжёлой музыки либо гиперболизированы, либо доведены до абсурда. Если это афиша к моторпанк-концерту, то на ней обязательно будет свирепый монстр на навороченном мотоцикле в шипастой броне, рваных штанах и сапогах мертвеца, а если дело касается велопробега – то на байке будет ехать по пояс голый мужик, одетый в пиджак.







В своей художественной практике Дима следует аналогичному, но более глубокому подходу. Исследуя искусство и принцип его устройства в России, он выявил десятки очевидных шаблонов, которым следуют кураторы и другие представители галерей, художники и простые зрители. Переосмысление устройства этих шаблонов легло в основу персональной выставки Димы «Опыт наблюдений».





«Долгое время я воспринимал свою деятельность как что-то отдаленное от того, что называется искусством. Практически все работы я выполнял в диджитале. Оригиналы свои не продавал и всегда считал, что иллюстрация – это что-то между дизайном и искусством, но, в то же время, ни то и ни другое. Поэтому при вопросе о том, чем я занимаюсь, я отвечал: "Что-то рисую". Но я не мог сказать, что я художник. Когда дело дошло до выставки, я понял, что вообще не знаю, о чем я могу рассказать, потому что как художественную единицу меня вообще мало что волнует. Но как-то раз в процессе думок над темой я обратив внимание на сам процесс придумывания и понял, что сам процесс выдавливания идеи меня очень трогает и беспокоит. Это стало основной темой выставки "Опыт наблюдений".

Дальше я ухватился за эту тему и начал думать, как вообще смотреть искусство, как взаимодействовать с галерейным пространством, как вообще выглядит наблюдение за объектами искусства, что за люди эти кураторы и так далее.

В одной книге О’Доэрти "Внутри белого куба" есть клёвая мысль: "Когда мы начинаем осознавать свое восприятие искусства (смотреть за тем, как мы смотрим) всякая уверенность по поводу того, что "перед нами" подрывается неуверенностью по поводу процесса восприятия". И тут я подумал: “Мне это подходит!”», - рассказывает Дима о концепции своей выставки.







Чтобы вам было проще понять то, каков художник в реальной жизни, мы связались с ним и задали несколько вопросов. Также мы попросили его рассказать об особенностях иллюстраций из нашей коллаборации.

Ты сам давно катаешься на доске. Припомнишь деку с артом, который навсегда остался у тебя в памяти?


Из прям лютых помню три. Первая — это дека из коллаборации Element и Tetsunori Tawaraya, там были его классические мега-кислотные завертоны, принт был нанесен на верхней и нижней части доски, и они были разными. Одна такая у меня дома на стене висит. Вторая — доска Юнион из коллаба с Донер-Кебаб, там был принт с классическим меню кебабной, и говорили даже, что если прийти в кебабную и показать деку, то тебе давали скидон. И третья — это доска команды Абсурд со слоганом «Скейтбординг – путь на социальное дно». На самом принте ничего особенного, просто текст на белом фоне, но сам месселж просто офигенный. Каждый раз, когда разговор заходит о духовном и материальном благополучии скейтера, эта фраза обязательно проскакивает.



По твоему стилю видно, что ты вырос на работах безбашенных художников со всего мира. Чьё творчество вызывает в тебе отклик до сих пор?


Ну тут уже вышеупомянутый японец Tawaraya по-любому, не знаю почему, но до сих пор не надоедает, хотя рисует почти одно и то же. А вообще сказать, очень мало каких-то ребят похожих по стилю мне нравятся, я скорее смотрю в сторону дизайнеров. Тут с ходу могу сказать, что я дико прусь с плакатов, которые делает Félicité Landrivon в своем проекте Brigade Cynophile, и дизайнер из Португалии Braulio Amado, также в основном делает плакаты для разных ивентов. По стилю это совершенно другие вещи, но, смотря на их работы, я каждый раз офигеваю с их визуальных решений. Из российских ребят выделил бы работы граффити-команды Бубела, есть у них в кусках сок жизни, который и в моих работах присутствует тоже, разные приколы и угары. Для меня это очень ценно, особенно в «околосубкультурных» вещах.

Одна из твоих иллюстраций для нашей коллаборации вдохновлена работами в сфере видеоарта. Расскажи об этом феномене и конкретных работах подробнее. И как ты их переосмыслил?


Это фрагмент из одной работы, которую я рисовал как-то давно. В универе я увлекся изучением медиа- и видео- искусства, даже сам начал создавать видеоработы. Дело в том, что историю искусств я изучал дважды, в шараге и в универе, но о жанре медиаискусства услышал вот буквально недавно. Меня очень удивлял подход видеохудожников к своему медиуму, они арендовывали телеэфиры, делали дикие инсталляции. На этой волне впечатлений я скрестил две свои любимые работы, классическую инсталляцию отца видеоискусства Нам Джун Пайка «TV Buddha» и арт немецкого видеохудожника Йозефа Бойза, в котором он в боксерских перчатках дрался с телевизором. Хочу добавить, что моя иллюстрация открыта к любым интерпретациям.



Как мы понимаем, иллюстрация с дьяволом в косухе — это твой гиперболизированный взгляд на адский движ в локальном споте Сахалина. Поделишься парочкой баек из этого места?


У меня мама часто спрашивает: "Откуда ты всё это берешь?". А я сам не знаю. Сначала я рисую, а потом у меня случается какая-то интерпретация. Но, смотря на этого черта в косухе, я всегда вспоминаю именно те дни, когда зависал на бэмерском споте, который находился в заброшке. У нас была большая компания из скейтеров и бэмеров, а скейт-фигуры ребята перетащили с заброшенного скейтпарка. Спот назывался «БОМЖАТНИК! Я там бывал редко, но случалось там всякое. Когда был последний день лета, ребята, играя в «эмбенцо» («цуефа» по-дальневосточному) проигравшему загадывали всякие желания в духе «Засунь Серёге пальцы в рот, чтобы он проблевался» или «Нассы на разгонку», и так далее. Один раз мы пришли туда очень ранним утром после ночной пьянки и встретили мужика, которого жена выгнала из дома. Сидели с ним, сосиски жарили. Весело было!



В коллаборации Траектории и Димы Махно представлены комплекты и деки для скейтборда, а также футболки. Со всем ассортиментов вы можете ознакомиться по ссылке или в розничных магазинах.
Сохрани себе
Предыдущая OAKLEY: НОВЫЕ МОДЕЛИ Следующая LOMER: ЛЕГЕНДАРНЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ КОМФОРТ