Н
а популярном сайте DOSE Skateboarding вышла статья о том, как городская архитектура постепенно разворачивается в сторону против скейтбординга. Мы перевели её специально для вас. Изучаем!
За последние два десятилетия архитектура общественных пространств изменилась так, чтобы предотвратить определённые виды деятельности. Жители крупных городов знакомы с «враждебной архитектурой» — добавлением наклонных поверхностей, неровностей и шипов к ступеням, уступам и скамейкам, чтобы «предотвратить» активность скейтбордистов.
Анти-скейт архитектура используется как властями, так и корпорациями для защиты от повреждений, которые могут нанести уличные райдеры. Предприятия начали использовать их снаружи своих зданий, чтобы защитить места от износа скейтерами после наступления нового тысячелетия.
С тех пор на карнизах и перилах стали появляться скейт-стопперы, а также отбойники вверху и внизу лестниц. Так, например, в начале 2010-х годов Совет Камдена (Совет лондонского боро Камден) установил отмеченные наградами бетонные «скамейки Камдена», дизайн которых препятствует сну, скейтбордингу и торговле наркотиками. Десятилетие спустя враждебная архитектура стала частью городского пейзажа.
Иэн Борден, историк архитектуры, говорит, что эта тенденция зародилась в 1990-х годах в планировании городского дизайна. В головах этих планировщиков зародилась мысль о том, что «мы являемся гражданами республики только в той степени, в которой мы либо работаем, либо непосредственно потребляем товары».
«Так что, например, можно спокойно сидеть в кафе или в коворкинге, где происходят определённые виды отдыха или работы: пить фраппучино, созваниваться с коллегами. Но вот протесты или скейтбординг... тут уж увольте».
Эти враждебные архитектурные проекты укрепляют идею о том, что общественные пространства предназначены исключительно для потребления. Некоммерческая деятельность — по сути, публичное общение — считается антисоциальной, и это понятие иронично воспринимается многими сторонами, в том числе скейтбордистами. В наши дни оконные карнизы на уровне земли затыкают шипами, чтобы на них нельзя было сидеть или выполнять трюки, а на автобусных остановках устанавливают сиденья под углом, чтобы у бездельников или бездомных не было и мысли полежать на них.
Сегодня общественные скамейки обычно разделены подлокотниками, чтобы предотвратить лежание на них. Существует связь между отношением к уязвимым людям, которым негде проводить время в общественных местах, и идеей о том, что райдерам тоже не должно быть места в общественных пространствах.
И то, и другое вращается вокруг идеи, что только потребители заслуживают места. Посыл ясен: проезжайте мимо по дороге на работу, а потом возвращайтесь домой — если хотите кататься, идите в парк. Некоторые скейтеры взяли борьбу в свои руки, удаляя скейтстопперы ножовками. Это вопрос собственности — кому вообще принадлежат эти общественные места?
Ну а мы в Траектории ратуем за свободное катание, лишь бы это не нарушало законов! В разделе «СКЕЙТ» на нашем сайте — всё необходимое (и даже больше) для такого катания!