Ч
асто границы между государствами представляют из себя неприглядный забор с проволокой и солдатами на КПП. Куда реже - белоснежный спуск в Альпах, который можно преодолеть на сноуборде или лыжах. Где такой находится? По пути из итальянской Червинии в швейцарский Церматт (ну и наоборот). Подробнее об этой интернациональной зоне катания у нас в блоге.
Италия+Швейцария. Что за регион?
Glacier Paradise, так он правильно называется, объединяет два государства и примерно 300 километров трасс (порядка 220 километров красных склонов и 62 черных). Ледник, более 35 пиков выше 4 тысяч метров и неприступные суровые горы — такие, какими их показывают в драмах про альпинистов. С острыми вершинами и вечными снегами, белые и безмолвные.
Вид со смотровой. 3900 над уровнем моря
Карта местности. Даже если ее приблизить, все склоны всё равно не рассмотреть/не пересчитать - настолько их здесь много
Маттерхорн — самая легендарная вершина. Его причудливый контур с резкими углами видно из любой точки даже в пасмурную погоду. Первое успешное восхождение на Маттерхорн совершили англичане в 1865 году, то есть почти 150 лет назад. Завершилось оно трагедией — четверо из семи участников погибли из-за обрыва веревки. Тем не менее с середины XIX века число приезжающих в регион Маттерхорна туристов постоянно росло, особенно после того, как в 1933 году здесь открылась станция железной дороги, соединившая район Маттерхорна с основными швейцарскими городами.
Маттерхорн, высота вершины составляет 4478 метров
Ски-пасс вместо штампа в паспорте
Где именно проходит та самая линия, разделяющая Италию со Швейцарией, точно могут сказать наверное только топографы и пограничники. Туристам советуют ориентироваться по хижине с надписью Testa Grigia (3479). Если встанете к ней спиной и посмотрите направо — увидите красно-белый флаг, налево — итальянский триколор. Никакого паспортного контроля, наша с вами виза — ски-пасс International, действительный для всех канаток региона.
Хижина на пограничной территории. Где-то возле нее начинается Италия и заканчивается Швейцария (не обязательн в таком порядке)
- Спускаться на доске/лыжах на Плато и брать такси до своего курорта (это будет стоить около 300 евро, потому что придется объезжать гору)
- Спускаться на Плато, искать гостиницу на ночь (надо ли говорить, что это встанет в копеечку), а уже утром возвращаться обратно через серию подъемников и череду спусков
- Снимать доску/лыжи и волочить снаряд в крутую гору до перевала, потом встегиваться и спускаться уже по правильной стороне (самая популярная опция).
Думаете, с этим выбором вы не столкнетесь? Надеемся. И спасатели тоже на это надеются. Медленно плетущиеся вверх сноубордисты — привычная для них картина. И поверьте, учитывая то, как быстро темнеет в Альпах и то, как быстро пустеют склоны, вам не захочется оказаться в числе этих невольных ски-туристов.
Очень типичный пейзаж для тех мест
Ну а теперь подробно про каждый курорт. Церматт
Идеально-ухоженный альпийский городок, выросший из старинной горной деревни. Именно поэтому размещения типа ski-in/ski-out здесь нет. Зато есть речка, вдоль которой приятно гулять, такси-электромобили, велосипеды и конные повозки с колокольчиками. На машинах с бензиновым двигателем въезд в Церматт заказан. Если вы все же решите добираться на авто, вам придется оставить его на стоянке в Тэш, что в 12-ти минутах на поезде.
Ночной Церматт так хорош, что мы ничего не будем говорить и просто оставим это здесь
Если долго смотреть на эту фотографию, может возникнуть желание забронировать какой-нибудь из домиков
Как и везде в Швейцарии, в Церматте современные и комфортабельные канатные дороги, почти все креселки с подогревом (будет удобно, как дома на диване). Всего подъемников 72, а самый необычный из них — железная дорога, подъем на которой уже само по себе приключение. Поезд с деревянным салоном отвезет на высоту 3 тысяч метров к станции Горнерграт за 33 минуты. Заметьте! Не за 32, не за 34, а ровно за 33. Мы же в Швейцарии, где всё знают о точности: чтобы где-то не вовремя открылся магазин или с опозданием пришел почтовый автобус должно случиться какое-нибудь стихийное бедствие. И даже если оно произойдет, швейцарцы потом долго будут извиняться за сбой в расписании.
Так бы вполне мог выглядеть Хогвартс-экспресс. Впрочем, этот состав доставит в не менее волшебное место)
Да уж. Это вам не электричка-третий-вагон-на-яхрому
Интересный факт вдогонку: параллельно “железке” идет синяя трасса с широким выкатом. И если дождаться, пока поезд поедет вниз, то можно обогнать его на сноуборде. Как думаете, можно считать это спортивным достижением?
.Церматт иногда называют крупнейшим лягушатником Европы. На леднике Кlein Matterhorn действительно неплохие условия для начинающих катальщиков и для людей преклонного возраста, так сказать, завершающих спортивную карьеру. Длинные, широкие и ровные, как бильярдный стол, склоны не требуют ни малейшего напряжения и по-настоящему «краснеют» лишь по мере приближения к Fuгgg (2432).
Продвинутым лаыжникам и бордистам могут быть интересен Schwarzsee. Для любителей погулять off-piste размечено несколько увлекательных маршрутов. Один из них, кулуар, в зоне леса превращается в тесную бугристую «трубу» и, в итоге, заставляет включить режим “траверс”. Другой - идет по обрывистому гребню, под опорами гондольной канатки. А вот неширокий извилистый черный спуск с Furgg примечателен лишь ледяными плешами и часто случающимися групповыми столкновениями.
Червиния
Брей-Червиния. Итальянская деревушка, где только одна главная улица. По сравнению с Церматтом, здесь ниже цены и на обед, и на жилье. Классический вариант размещения - это апартаменты в одном из многочисленных двухэтажных домиков.
Панорама 2020-го года
Еще одно местечко, где можно остановиться, называется Вальтурнанш. Это в 10 км от Червинии вниз по долине. Понравится тем, кто хочет познать дзен — в Вальтурнанше очень мило, уютно и не шумно. А если падает снег, то кажется, что ты попал в сказку, написанную лет двести назад — аутентичный стиль построек заставляет поверить, что время остановилось.
Ратуша - классический элемент европейского пейзажа
Эх, повезло кому-то со снегом
Ладно. Налюбовались? Пойдемте уже кататься. Ближе всего к Брой-Червинии расположился район легкого и комфортного катания План Мезон (2555 метров). Тут много несложных трасс, идеальных для новичков и любителей формата “1 спуск = 1 глинтвейн”. Прибавьте к этому сноупарк Indianpark, площадью 40 тыс. кв. метров, один из лучших в Италии. Самая высокая часть региона - Плато Роза с ее районом круглогодичного ледникового катания, где летом открыто около 25 км трасс. Слеш, солнце, а внизу зеленая трава. Нереальный контраст!
Синяя? Или красная...?
Нам кажется, именно так выглядит дорога в небо
Что по деньгам
Не будем делать за вас выводы, что здесь дорого, а что дешево и просто приведем актуальные прайсы на еду, ски-пассы и жилье.
Ски-пасс: В итальянской зоне (включает Червинию и Вальтурнанш) - 277 EUR/7 дней (в высокий сезон)
Ски-пасс в швейцарскую зону Церматт - 379 CHF/5 дней из 7-ми
Ски-пасс, общая зона - 500 CHF/7 дней (на сайте
Глинтвейн на горе:
Червиния - от 7 EUR
Швейцария – от 8 CHF
Обед в ресторане:
Панакота, пицца из дровяной печи, нежнейшая говядина с курагой и черносливом — все это можно найти практически в любом заведении Червинии. Средний чек за два блюда и бутылочку вина составит около 45 EUR.
В Швейцарии цены с отметки 45 CHF (евро и франки стоят примерно одинаково) только начинаются и стремятся к бесконечности. Часто в меню ланчей входит фондю.
Жилье:
Апартаменты на двоих (Червиния) - от 700 EUR неделя
Номер в отеле на двоих (Церматт) - видели пару предложений за те же 700 EUR на “букинге”. В основном, все стоит минимум 1200 EUR
Как добраться
Добираться в Церматт круче всего на поезде, дорога от аэропорта Женевы займет около трех часов с одной пересадкой — на станции Бриг или Висп нужно будет пересесть на местную железнодорожную ветку Matterhorn Gotthard Railway. Или вот еще идея - объединить поездку в Церматт с Санкт-Морицем или Давосом и приехать оттуда на знаменитом Glacier Express — самом медленном экспрессе в Альпах, который за семь часов пересекает всю горную Швейцарию.
Поезда в Швейцарии - это культ и местное достояние
Машина здесь совершенно ни к чему, но если вы все же приедете на ней, на все время отдыха ее придется оставить на стоянке на соседней станции Тэш (впрочем, мы об этом уже писали).
Всем желаем незабываемых путешествий. И не забывайте рассказывать нам о них в комментариях и соцсетях. На связи)