facebook vkontakte youtube instagram
Р аньше в этой обуви строили города, придумывали новые музыкальные жанры и пугали обывателей, а сейчас она стала символом современной культуры во всех её проявлениях. Всё это о Dr. Martens — легендарном бренде, который совсем недавно пополнил ассортимент Траектории. Почему за ним стоят как минимум два немецких доктора, как английский предприниматель сделал компанию такой, какой весь мир ее знает сейчас и каким образом безбашенная британская молодёжь породила интерес к Dr. Martens во всём мире — читайте в нашей статье.

ВСЕ НАЧАЛОСЬ СОВСЕМ НЕ С ДОКТОРА МАРТЕНСА


Историю бренда Dr. Martens стоит начать рассказывать с 1901 года, когда двое англичан, Бенджамин Григгс и Септимус Джонс, открыли небольшую фабрику в города Волластон, тогдашнем центре британского обувного производства. Там они шили обувь, причем довольно неплохо. Но, увы, спустя 10 лет пути партнеров разошлись. И тогда к делу Бенджамина присоединился его сын Себастьян, и в 1911 году они основали компанию R. Griggs & Co. Ltd, которая специализировалась на производстве обуви из кожи.



Бизнес развивался вместе с репутацией Григгсов. Спустя 40 лет руководителем предприятия стал Уильям Григгс, которого все называли коротко — Билл. Новый директор сперва объединил всех обувщиков в округе в один большой кооператив, а затем повысил технический стандарт фабрики, наладив производство обуви по технологии рантового крепления подошвы Goodyear Welt, которая на тот момент считалась инновационной. Инновация заключалась в том, что этот метод позволял в любой момент с легкостью заменить подошву ботинок на новую, значительно продлевая срок эксплуатации обуви. Наконец, в 1955 году в компании начинает работать еще один член семьи Григгсов — молодой предприниматель по имени Макс.

ДОКТОРОВ, КСТАТИ, БЫЛО ДВА




Тот самый Доктор Мартенс, а точнее Клаус Мартенс, родился в 1920 году в Германии. И всю свою молодость он проработал обувщиком.В 20 лет его призвали на службу немецкой армии. Там он благополучно сломал ногу, катаясь на лыжах. И пока он лежат в госпитале, он размышлял над уставными ботинками, которые ему выдали. Они казались Клаусу чересчур тяжелыми, неподъемными и неудобными. И он решил исправить все эти недочеты. Ходит легенда, что прототип тех самых Dr. Martens был придуман Клаусом прямо в палате. Основная идея его обуви была новаторской и высокотехнологичной: доктор хотел наполнить резиновую подошву воздухом, тем самым сделав её более мягкой и упругой. Этот гениальный ход был заимствован из строения пневматических амортизаторов автомобилей той эпохи.

Используя остатки кожи, найденные в разрушенном военном заводе Мюнхена, а также остатки материалов для пошива формы воздушно-военных сил, Клаус и его партнер по бизнесу Герберт Функ (кстати, тоже доктор и знаток в электроприборах) создали ботинки с особой технологией. Вместо обычной резины Функ предложил использовать каучук и изготавливать из него вафельные вкладыши, которые помещались внутрь подошвы. В результате получилась конструкция из нескольких слоев: верхний крепился к ботинку, средний состоял из каучука и воздуха, а нижний служил протектором. Мартенс и Функ запатентовали свою разработку, а затем наладили серийное производство своих чудо-подошв.

ЧУДО-ПОДОШВЫ, ДОБРАВШИЕСЯ ДО АНГЛИИ


Чудо-подошвы с воздушной подушкой появились в самое нужное время: тысячи мужчин провели годы в нещадных армейских ботинках, и самый ранний образец «пружинящих» подошв должен был понравиться всем. Первыми их оценили бывшие солдаты, страдавшие от боли в ногах. Они покупали подошвы Мартенса и Функа, чтобы поставить их на свои уставные ботинки. Вскоре слухи о сверхлегких подошвах распространились по всей Германии и дела партнеров пошли в гору. В какой-то момент они перестали справляться с повышенным спросом, отчего стали искать партнеров за рубежом, чьи производственные мощности позволили бы выпускать подошвы по запатентованной технологии и поставлять необходимое количество изделий. Швейцарская компания Grosse стала одной из первых, кому немцы доверили производство своих подошв. В 50-х она открыла фабрику в Волластоне, но спустя некоторое время компания обанкротилась. А саму фабрику купили те, с кого мы начали повествование — предприниматели из семьи Григгс.



Билл Григгс не скрывал, что технологии Мартенса и Функа впечатлили его до глубины души. А немцы, в свою очередь, восторгались высоким качеством обуви, произведенной на фабрике Griggs, ровно как и высокой репутацией самой компании. Поэтому в 1959 году стороны заключили договор о производстве изделий по патентам Мартенса и Функа. Сперва на британском рынке появились подошвы под названием «Dr. Martens Air Cushioned Soles». А затем, 1 апреля 1960 года, состоялся дебют первых ботинок с подошвой от Мартенса и Функа. Эта модель была названа «1460» в честь даты выпуска (01.04.60).

ПЕРВЫЕ БЕСТСЕЛЛЕРЫ




Эти в меру высокие ботинки с 8 отверстиями для шнурков были сделаны из прочной натуральной кожи. Их главным преимуществом перед всей другой обувью на рынке была подошва с технологией AirWair, благодаря которой пара Dr. Martens весила вдвое меньше, чем ботинки от конкурентов. То, что 1460 вмиг стали бестселлером — очевидный факт. Их взяли на вооружение почтальоны, работяги, представители тех сфер, где нужно много стоять на ногах. Удивительно, но эту обувь полюбили британские домохозяйки! А спустя год компания представила низкую версию Dr. Martens с 3 отверстиями для шнурков, которая, с оглядкой на предшественника, получила название «1461».
На протяжении 1960-х годов компания R. Griggs & Co. Ltd начала успешно расширяться. Семья Григгсов выкупила кооператив с производством обуви по технологии Goodyear Welt, несколько близлежащих мануфактур и бизнес Септимуса Джонса, того самого бывшего партнера отца-основателя компании. Ботинки Dr. Martens продавались весьма хорошо, но настоящий успех пришел к ним тогда, когда обувь стали носить представители различных субкультур.

ОТ СКИНХЕДОВ ДО РОК-ЗВЕЗД


Первыми Dr. Martens оценили британские тедди-бои — подростки, которые слушали рок-н-ролл и одевались с оглядкой на моду Викторианской эпохи. В 1967 году «мартинсы» надел Пит Таунсенд, фронтмен группы The Who. Это прославило ботинки среди поклонников рок-музыки, а также породило интерес к Dr. Martens со стороны британских модов — эдаких хипстеров и своего времени, которые любили свежую по тем временам музыку, итало-британский стиль, скутеры, фиштейл-парки и необычную одежду.



Но культовый статус Dr. Martens приобрели в субкультуре, которая противопоставляла себя «пижонским» модам — среди британских скинхедов, которые представляли рабочий класс. Это были простые молодые парни с окраин, которые слушали ямайскую музыку и ненавидели буржуазию. Их стиль — коротко стриженные волосы, практичные футболки и поло, американские джинсы. А на ногах у них были, конечно же, ботинки Dr. Martens 1460, которые хорошо защищали ноги во время драк и  потасовок на футбольных трибунах.



В 1960-70-е годы пара Dr. Martens стоила около двух фунтов стерлингов, поэтому ботинки могли позволить себе и другие представители молодежных субкультур. Например, темнокожие рудбои — выходцы из Ямайки, которые почитали ска, регги, соул и другую похожую музыку. А когда Британию охватила первая волна панк-рока, то большинство музыкантов и новоявленных панков также отдавали предпочтение ботинкам Dr. Martens, в том числе и Сид Вишез. Обувь популяризировал даже Элтон Джон, снявшийся в фильме «Квадрофения» 1975 года. Вив Альбертин, гитаристка группы The Slits, вероятней всего была первой женщиной, которая пошла наперекор всем правилам и надела «мартинсы» под женское платье. Живя с Сидом Вишесом, она сказала Dazed: «Из-за него я так часто дралась, и именно из-за него я начала носить Dr. Martens».



За пределами Туманного Альбиона Dr. Martens завоевали репутацию обуви, символизирующей британский субкультурный стиль. Поэтому многие зарубежные музыканты, приезжая с туром в Англию, зачастую отправлялись за покупкой «мартинсов». Так о продукции бренда узнавали в США, где высокие кожаные ботинки на 8 дырок стали мелькать на ногах представителей хардкор-сцены и метала в 1980-е, а в 1990-е — среди музыкантов и фанатов гранжа.



ЭПОХА ПЕРЕМЕН


В 1990-х компания Dr. Martens продолжает развиваться, существенно расширяя свой ассортимент. Руководство бренда задалось целью завоевать сердца не только у молодежи, но и у представителей самых разных социальных групп. Таком образом у бренда появилось несколько уникальных линеек, нацеленных на разную аудиторию, а общее число моделей превысило 500 единиц. Но увы, бренду не удалось вовремя перестроиться под стремительно меняющиеся тренды, и в начале 2000-х продажи Dr. Martens упали до своего рекордного минимума. Компании еле-еле удалось избежать банкротства, заплатив высокую цену. Чтобы остаться на рынке, семья Григгс провела массовое сокращение и перестановку, а также переместила львиную долю производства в страны Азии. Это немного пошатнуло репутацию Dr. Martens, но именно это решение позволило компании остаться на плаву, а затем воспрять. И всё же компания оставила несколько английских заводов, в том числе фабрику в Нортгемптоншире, где были произведены первые модели 1460. Теперь там делают премиальные и коллаборационные Dr. Martens.



ЯРКИЕ КОЛЛАБОРАЦИИ


Кстати, в коллаборациях бренд преуспел, кажется, куда больше, чем его конкуренты. Вероятно, всё из-за мощной культурной значимости, которая по сей день вызывает интерес со стороны именитых дизайнеров. С Dr. Martens сотрудничали Раф Симонс и Йоджи Ямамото, которые представляли свой авторский взгляд на культовые британские ботинки. А такие бренды, как Supreme и Stussy, привносили в силуэт моделей Dr. Martens вайб уличного скейтбординга и калифорнийской культуры. Свою руку к коллаборациям с брендом приложили и те, кто сыграл важную роль в его истории — представители групп The Who, Sex Pistols и Joy Division.



Dr. Martens сейчас — это больше, чем просто легендарный бренд. Это целый символ динамично развивающейся бунтарской культуры, в которой неизменным остаётся только одно — хорошие ботинки с пружинящими подошвами.

В ТРАЕКТОРИИ


Ботинки Dr. Martens 1460 Serena Lined Boots



Интерпретация культового силуэта 1460, созданная специально для женщин. Верх этих ботинок сделан из обработанной воском анилиновой кожи, мягкой и приятной на ощупь. Внутренняя часть пары оснащена слоем искусственного меха, который сохранит ваши ноги в тепле и комфорте даже при низких температурах — таким уютным подкладом могут похвастаться далеко не каждые ботинки Dr. Martens.

Ботинки Dr. Martens 1461 Plain Welt Oxford



Современная интерпретация низкой модели «1461», представленной миру в 1961 году. Верх этой пары сшит из прочной и гладкой на ощупь кожи. Верхняя часть ботинка и подошва скреплены термической сваркой и сшиты вместе, что обеспечивает комфорт и долговечность.

Ботинки Dr. Martens 2976 BEX Chealsea Boots



Классическая модель для мужчин и женщин, в которой традиционный фасон создан на манер ботинок фасона «Челси». Верх пары сшит из плотной кожи с жесткой текстурой, а также дополнен эластичной вставкой по бокам для идеальной посадки на любую ногу. В этой модели используется подошва с более цепким протектором, благодаря чему ботинки обеспечат большую устойчивость.

Ботинки Dr. Martens 101 Leather Ankle Boots



Свежий взгляд на архивную модель «101» высотой до лодыжки. Идеальный выбор для тех, кому 8-дырочная классика кажется слишком высокой, а 3-дырочная — слишком низкой.

Обязательно посетите раздел Dr. Martens на официальном сайте Траектории, чтобы увидеть все новинки бренда.
Сохрани себе
Предыдущая КУЛЬТУРНЫЙ КОД: UGG AUSTRALIA Следующая ДЛЯ БЕТОННЫХ ДЖУНГЛЕЙ: ELEMENT X MILLET